Из книги Л. Аринштейна "С секундантами и без..."

Feb 12, 2024 11:38


Между 1829 и 1841 годами - всего за двенадцать лет - Россия потеряла трех самых замечательных своих поэтов.

30 января 1829 года трагически погиб Александр Сергеевич Грибоедов. Он был зверски растерзан толпой, напавшей на русское посольство в Тегеране. Грибоедову было всего 33 года.

27 января 1837 года был смертельно ранен на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Он скончался через два дня - 29 января в возрасте 37 лет.

15 июля 1841 года был застрелен на дуэли под Пятигорском 27-летний Михаил Юрьевич Лермонтов. Причем, была ли это хотя бы дуэль или просто убийство, до сих пор не вполне ясно.

Невольно приходит в голову банальная истина. Если что-то произошло один раз - это случайность, если два - совпадение, если три - закономерность.

Но вот что удивительно: незадолго до всех этих трагических событий в России завершился столь же печальный цикл в Англии.

За три года здесь погибли три романтических поэта. В Англии, как известно, все происходит быстрее и раньше, чем у нас. «Что впору Лондону, то рано для Москвы» (Пушкин).

Так вот, за пять лет до гибели Грибоедова 19 апреля 1824 года погиб, сражаясь за свободу Греции, Джордж Гордон Байрон. Ему было 36 лет.

За два года до него, 8 июля 1822 года, утонул его друг, второй романтический поэт Англии Перси Биши Шелли. Не умея плавать, он отправился в морской переход на небольшой парусной лодке из Ливорно в приморский городок Леричче и был застигнут штормом. Ему было 29 лет.



Еще годом ранее 23 февраля 1821 года скончался на руках у Шелли третий поэт-романтик Джон Китс. Ему было всего 25 лет.

А я думала об этом. Особенно, конечно, о той параллели, что Байрон и Шелли - это английские Пушкин и Лермонтов.

Но есть и отличия. Впечатление, что Байрон и Шелли, покинув Англию, жили недолго, но зато жили и умерли на вольном воздухе, и у них сбылось в жизни многое из того, о чем мечталось.

От судеб Пушкина и Лермонтова - иное ощущение. Их последние несколько лет жизни - это как узкий коридор, все сужающийся к концу...

Лермонтов, Пушкин, Байрон

Previous post Next post
Up