Feb 19, 2022 21:13
Это снова о Лоуренсе, о его "Женщинах в любви".
Я не считаю, что классика стареет и умирает тогда, когда перестает быть актуальной в самом буквальном смысле, что необходимы какие-то грубые экстраполяции на современность, дабы ее оживить. Это порой вовсе не нужно, даже вредно.
Просто, действительно, этот роман оказался до удивления современным! Его герои - вполне принадлежащими своей эпохе, но в то же время - и к тем человеческим типам, которые есть и сегодня.
Конечно, они показаны в отношениях к реалиям своего времени - агрессивной индустриализации, милитаризации, национализму, зревшему в некоторых странах Европы в то время, колониализму, традиционному капитализму, разрушению традиционных семейных ценностей и женскому освобождению. Но о каждом из них легко понять, какую позицию этот человек занимал бы в отношении реалий современного мира, если бы жил теперь.
Руперт Биркин - мистик, который чем-то может напомнить русскому читателю философов Серебряного века, и, более всего, пожалуй, Даниила Андреева. И в то же время, ценности этого человека вполне ясны и с более обыденной точки зрения. Для кого-то важна традиционная семья или социальный статус, для него имеет значение другое - внутренняя свобода, возможность вести тот образ жизни, который позволил бы ему заниматься вещами, которые он любит, быть с людьми, которых он любит (и не быть с теми, кто ему неприятен).
У меня лет в двадцать были мечты, чем-то очень похожие на его мечты - иметь спутника жизни, двух-трех друзей, свой маленький кружок... Сказать бы, в котором можно укрыться от враждебного мира, но - нет, в двадцать лет я еще не знала по-настоящему, что мир может быть враждебен. В романе же мотив "укрыться от мира" явно присутствует, что заставляет вспомнить того же Ремарка, герои которого видят в любви спасение от великих катаклизмов XX века. Но Лоуренс, писавший раньше Ремарка, каким-то образом оказался современнее его.
Даже отдельные эпизоды, диалоги практически буквально отзываются днем сегодняшним.
-Хорошо, у всех будет жаркое на столе и радиола. А дальше что?
Протест против общества потребления, так сказать, который мы помним уже в начале нового века у зарубежных писателей, у Паланика.
Или разговор героев о школе. Не надо отдавать одаренного ребенка в школу, школа - это, оказывается, очень, очень плохо.)) Фанаберия и части сегодняшних образованных людей.
И Джеральд Крич - тот самый "владелец заводов, газет и пароходов" из передач Deutsche Welle. Ничего по сути другого.
Смело рекомендовала бы роман даже людям, скептичным к классике. Читая его, легко увидеть, что классика - это о нас.
литература,
литература Запада,
лики Запада,
классика