О прототипах в литературе и кино

Jun 30, 2021 12:46

Вопрос о прототипах совсем не интересовал в детстве, а сейчас кажется заслуживающим внимания.

Я никогда бы не поняла "Демона", если бы не знала, не чувствовала, что подразумевается под этим - отношения Лермонтова с Варварой Лопухиной, образ которой проходит через все его творчество - многие стихи, эту поэму, прозу. Никакие иные объяснения "не работают", поскольку подверстывать этот сюжет "под революцию" - вопиющая искусственность, а рассматривать его в метафизическом смысле - слишком абстрактно.

В то же время, не все в поэме исчерпывается ее биографическим смыслом, поскольку Тамара и Демон - вечные психотипы людей и человеческих отношений, это история, которая повторяется из века в век все с новыми и новыми людьми.

И прототипов героев Достоевского мне интересно теперь знать. Знать, к примеру, что Кармазинов из "Бесов" с его "карлсруйским вопросом")) - это Тургенев, а Ставрогин - Спешнев, один из радикальных петрашевцев... Хотя как раз вот здесь-то аналогия представляется туманной.

Помню, когда посмотрела "Утомленные солнцем" Михалкова, у меня мелькнула минутная мысль, что прототип, вероятно, есть у Мити. Что им может быть какой-то хорошо знакомый автору человек, но не из тех, сталинских, а скорее из более поздних брежневских времен, как-то подзапутавшийся в отношениях с КГБ на его памяти... И что этот человек режиссеру дорог.

Но эта мысль быстро прошла. Нет, Михалков не того склада, он не писал с прототипов. 

Меньшиков, Достоевский, Михалков, русская литература, кино, классика, литература, Лермонтов, российские фильмы, Утомленные солнцем

Previous post Next post
Up