Беата Фуррера Москва не переварила. Совсем. Не готова оказалась к сумасшедшей постэкспрессионистской музыке. Публика резко разделилась на двое при первых же звуках. На тех, кто осознанно знал, на что шел, купил билет за свои кровные, и тех, кто по приглашению клюнул на громкое имя, с перекошенными нервно-виноватой улыбкой лицами, неестественным подергиванием плечами, впившимися в подлокотники до побеления пальцами, чтобы не рвануть на выход. Вот так проявляются неконтролируемые эмоции, сдающие всю поднаготную человека. Достаточно одного взгляда. Понятно, что после антракта, зал сильно опустел.
Во-первых, поражает звук. Никогда не слышала, чтобы классические инструменты могли иммитировать практически 100% стрекотание кузнечика, звук проезжающей машины по автостраде, гул мегаполиса... Такое ощущение, что ты находишься в центре музыкального хаоса, какафония звуков заполняет пространство всецело до боли в барабанных перепонках, в какой-то момент рушатся стены и ощущаешь себя за городом, лежащей в траве и смотрящей в бесконечное небо, ветер доносит звук шин и сигналов проносящихся мимо машин, шелест травы и кузнечики... никаких лишних звуков, напоминающих о музыкальных инструментах.
Во-вторых, поражает сложность и изобретательность приемов. Если честно, я не знаю, как в нотах можно отразить в знаках поплевывание в флейту, причмокивание, вдувание воздуха без издавания звуков, придерживание струн, молоточков и демпферов, шлепок по педали и корпусу рояля... Как буд-то музыка есть, ты ее ощущаешь всем телом, но не слышишь. Музыканты на сцене как в телевизоре без звука: движение есть и очень экспрессивоное, а звука нет. Есть намек вдыхаемого звука, его предчувствие, вибрации внутри духовых, как буд-то он набирает силу и ищет выхода... музыка шепотом...
В-третьих, насколько оригинально вписан в это текст. Певица и флейтистка Наталия Пшеничникова, известная как одна из первых практиков аутентичного пения, по просьбе композитора сделала перевод текста recitativo на русский язык и исполнила. Исповедь-истерика женщины о мужчинах.
Беат Фуррер - крупнейший швейцарский композитор. Дал единственный концерт в Москве в Камерном зале Дома музыки в рамках турне по России, но так и остался непонятым. Большинством.
Исполненные произведения:
- Xenos 1 для ансамбля (2008), российская премьера
- Lied для скрипки и фортепиано (1993)
- still для ансамбля (1998)
- presto для флейты и фортепиано (1997)
- recitativo для голоса и ансамбля (2004), российская премьера