Системность кризиса
Сейчас много пишут о том, что кризис мировой экономики системен. На самом деле глубину системности недооценивают, несмотря на то, что корни нынешнего состояния вскрывались неоднократно за последние 100 лет. Это не кризис экономики или финансов, это действительно общий кризис.
Прогресс ориентирован на «развитие». Под развитием понималось увеличение реального производства за счёт внедрения изобретений. Так было во времена расцвета квазирелигии прогресса (вторая половина 19 века, взятого в реальных границах 1879-1914 гг.) . При этом предполагалось, что автоматически будет развиваться и сам человек. В 19 веке такая гипотеза действительно вроде бы получала экспериментальное подтверждение. Развитие технологий заставило всесторонне развивать систему образования. Повышение уровня жизни и сокращение по сравнению с началом 19 и с 18 веком продолжительности рабочего дня (правда, стандарты средневековья достигли лишь к 70-м годам 20 века). У людей появилось время, силы и возможности развивать себя. и первое время они действительно стали развиваться, поскольку это подкреплялось и двойным прочным фундаментом, и надстройкой. Двойной фундамент: традиции религии, морали, чести, с одной стороны; развитие и повышение качества образования, с другой. Надстройка давала возможности карьеры и престиж самым высококвалифицированным, и жадно требовала их ещё и ещё.
При этом забывалось, что в человеческом обществе уже несколько столетий идёт активный отрицательный отбор ( при повышении уровня медицины как методов подлечивания пассивных больных увеличилось выживание ущербных; развитие детей превратилось в обучение; монастыри, куда можно было бы гуманными способами и с пользой для всех отправить не выдерживающих жестокой тренировки и обучения, были объявлены прибежищами лентяев и превратились в нечто маргинальное). Борьба выродков за свои права (на самом деле за право диктовать свои уродства другим) превратилась в охаивание одного из фундаментов и целенаправленное его разрушение. Основной заслугой 20 века стало уничтожение понятия чести. Люди, получившие первоуровневые знания, с восторгом замечали, что для их понимания и применения не требуется гипотезы Бога, очаровывались достижениями своего и вообще человеческого разума и начали поклоняться собственному убогому рассудку, забыв, что поклонение чему-то меньшему Бога приводит к поклонению Дьяволу. А Дьявол не является злом примитивным, он зломудр, а не рассудочен, он умеет приводить очарованных собою к тому, что они полностью сбиваются со своих путей и наказывают жесточайшим образом сами себя и особенно своих потомков.
К 30-м годам 20 века выяснилось, что в некоторых странах уровень производства стал более чем достаточен для удовлетворения реальных потребностей людей. А что делать в таком случае, люди заранее не позаботились обдумать и подготовиться, возник первый системный кризис. Чтобы продолжать двигаться по накатанному пути, появилось три решения. Первое, которое казалось ещё несколько лет назад полностью победившим: создавать новые потребности, что даёт толчок инновациям и продолжению развития. Второе: организовать плановую экономику, чтобы удовлетворять реальные потребности, а избыток сил пустить на противостояние другой цивилизации и другому укладу. Третье: возродить гибнувшее понятие чести, поставить целью совершенствование людей.
Любое решение проверяется его реализацией, но эта проверка, как прекрасно знают в информатике, не абсолютна. Реализовать хорошую идею можно дерьмово. А можно на вид прекрасно, но при этом допустить такие скрытые ошибки, которые через некоторое время приведут к её дискредитации. Неудачная реализация надолго дискредитирует идею. Поэтому рассмотрим две убитых реализации, и выясним, где же у них были ошибки.
Общей коренной ошибкой двух реализаций было отвержение религии. Открытое и воинствующее у коммунистов, подмена религии мистикой при идеологии для избранных «Бог умер» у нацистов. Пряжка Gott mit uns понималась эсэсовцами как «Вотан с нами!»
Коммунизм - антихристианство. Взять основные понятия христианства и заменить в его основе любовь на классовую ненависть, царство Божие на рай земной, мораль и честь на революционную целесообразность, Бога на науку. Но самое страшное, что при этом всё равно были в потенциале широко открыты двери потреблядству. Принцип коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Рай земной мыслился как рай потребительский. Перечитав недавно сказки писателя-коммуниста Джанни Родари, я ещё раз убедился в этом. Говорилось о развитии людей, но это понималось в духе квазирелигии прогресса, как обучение и привитие «научного мировоззрения».
Нацизм - неоязычество. Поскольку всех совершенствовать не удастся, надо объявить некоторых из них спартиатами (арийцы, а среди них СС), а остальных илотами. По отношению к тому, чтобы переломить отрицательный отбор и развивать людей по-настоящему, по-спартански, предпринимались реальные шаги, но здесь сыграло ужасную роль отречение от Бога: средства оказывались первоуровневыми, рассудочными, линейными, и в итоге бесчеловечными. Может быть, если бы рейх просуществовал тысячу лет, он действительно вывел бы белокурую бестию, но эти бестии презирали бы и уничтожили бы людей.
Коммунизм и нацизм вместе дали такого пинка под зад западной цивилизации, что она повернулась к окончательному потребительству лишь через полвека. Тем самым они продлили её существование.
Потребительство подменило открытия инновациями, развитие изобретением новых потребностей. Можно винить в этом многое, но на самом деле здесь сыграли роль сразу целая система факторов. Начнём с субъективных. Развитие людей в квазирелиги прогресса, если убрать сладенькие рассуждения в духе двоемыслия, подменено развитием костылей и. соответственно, всесторонней деградацией самих людей. Даже по официальным данным, в США за век средний IQ уменьшился на 20%. Люди, изобретающие новые потребности, становятся инфантильными до старости, теряют способность ставить сверхцели и достигать их коллективными усилиями. Их лозунг: «Мама, я хочу новую куклу! Здесь и сейчас! Запрещается запрещать! Я, Я, Я!» Куда девать «лишних людей» с пользой для общества, так и не смогли придумать (ведь монастыри подразумевают религию, а религия «опровергнута наукой» и «устарела»!) Образование переросло в отсидку в школах и вузах, откуда выходят ничего не умеющие и знающие лишь обрывки предрассудков люди. 90% людей становятся занятыми иллюзией деятельности, тем самым вещами, вредными для общества и остальных. Лихорадочные инновации приводят к инновационному регрессу.
Одну из общих причин кризиса видят многие, а исламские страны и "маргинальные сообщества" на Западе пытаются её преодолеть. это ссудный процент. Чтобы обеспечить цену денег, продажи должны расти экспоненциально. на некоторый минимальный процент ежегодно.
Но здесь спутан один из важнейших. но не решающий, фактор с подлинной причиной неминуемого краха. Сам по себе прогресс ориентирован на постоянный рост. Экспоненциальное развитие вызвало оформление квазирелигии прогресса, а банки лишь поддерживали (в здоровые времена) его и пытаются сохранить его иллюзию сейчас.
Экспонециальное развитие систем является одной из форм переходного процесса. При идеальном исходе такого процесса возникает кривая насыщения:
Красная черта здесь - максимальный уровень, на котором новая устойчивая система может существовать в равновесии. Для обеспечения реальной устойчивости необходим некоторый запас прочности. Но на самом деле, желая сохранить состояние «успешного роста», система часто проскакивает красную черту и сваливается в «тёмные века», к состоянию намного ниже начального для «прогресса».
По многим независимым расчётам по разным параметрам, переход к насыщению должен был произойти к 2010-2050 г. Но при этом не учитывалась красная черта, каждая модель рассматривала лишь один фактор (население, энергию и т. п.) Комплексно оценивая развитие общества, видно, что идеальным моментом начала перехода к устойчивому от «прогрессивного» общества был бы рубеж 19-20 веков (вспомним любимые многими стимпанки). Тесла давал инструмент для дешёвой достаточной энергии, дирижабли - удобный вид транспорта и так далее. Более того, именно в начале 30-х годов наука стала открывать свои пределы, поскольку доросла до такого уровня, что стала способна анализировать саму себя, и сказочки о бесконечности прогресса и всесилии человеческого рассудка (особенно в форме «естественнонаучного и технического рационализма») стали откровенно антинаучными.
Желающих прогрессорствовать дальше можно было отправлять осваивать Космос (не зря Германия создала фундамент нынешней космической техники и первая построила программно-управляемые компьютеры). Основной сферой сделать образование, а не услуги, и здесь как раз монастыри нашли бы свою нишу. Но что теперь мечтать...
Нам остаётся готовиться к новым Тёмным векам, переход к которым теперь будет. И крайне болезненный. Но не первая цивилизация падает. Сначала Гиперборея (охотники на мамонтов и шерститстых носорогов, такое развитие астрономии, что Стоунхедж примитив по сравнению с сибирским мальтинским костяным календарём-компьютером, и многое другое, унаследованное нами). Затем нечто, крах чего отражён в Махабхарате и тибетских книгах. Затем уже исторически зафиксированный одновременный крах Рима, империи Хань и Гуннского каганата.
Но исторический опыт показывает, что отчаиваться не надо. Переболев, человечество сохраняло даже часть культуры, а китайцы разработали способ, как во времена безвременья и тёмных веков сокращать переходный процесс и сохранять культуру почти полностью. Сохранялись ценности на периферии, в центре наступал полный крах и распад. России открывается возможность стать Ирландией или Халифатом нового времени.
Но для этого нужно своевременно переключиться на устойчивость с «роста», на развитие людей, а не на делание денег. И главное: любая победа на борту «Титаника» лишь уводит дальше от спасательной шлюпки, в которую уместится очень мало. А ещё лучше отчалить от него несколько заранее.
Моя оценка продолжительности новых Тёмных веков: ввиду исключительной агрессивности и самовлюблённости Запада и полного разрушения духовных скреп, позволивших в своё время быстро вырулить Китаю - опять примерно тысячелетие. За меньшее природа после того, как её раздербанили, не восстановится. и люди не воскреснут духовно.
***В ответ на замечания ***
Да. В одном месте выразился так. что может быть понято неправильно. Я не считаю честь христианским понятием, великолепный анализ см. у Лескова "Фигура". Но оно в одном ряду с другими положительными, обеспечивающими устойчивость общества.