May 09, 2011 10:11
"Цитадель" Михалкова. Фильм сконструирован из мелких подлян, что делают друг другу все окружающие включая животных, и неадекватных непредсказуемых поступков. Для меня все началось с назидательного высказывания Котова-Михалкова: "комары кровь не пьют, только комарихи" - подлянка номер один, подгадил солдату, который не совсем адекватно, но зато романтично мечтал о насытившемся его кровью советском комаре, летящем к подруге. И начинается, одна за другой - "не думал, что генерала тебе дадут", "приказываю захватить плацдарм вблизи цитадели", и прочее - посмотрите сами, если хватит терпения и психического здоровья. Паучок, свисая перед дулом, делает подляну фашисту, Котов - Марусе (в прошлом), Маруся - Котову, Котов - Мите (не убивая его), Сталин - Котову и т.д. и т.п.
В редкие моменты когда нет подлян, все окружающие начинают совершать абсолютно неадекватные поступки. "Ты чо делаешь? Ты куда? Ты чего? Зачем?" - эти вопросы красной нитью проходят через фильм, их задают там постоянно, люди не понимают, что делают другие, и не осознают, что делают они сами. Иногда конечно они плачут и страдают от этого, но большую часть времени они вытесняют свой страх и выглядят вполне довольными, считая, что это и есть жизнь, "но мы живем, Коля, живем" - и воодушевленный Коля расплывается в улыбке (вы понимаете, почему? я нет).
Фильм чрезвычайно вреден для просмотра тем, что в нем практически нет нормальных людей и адекватных поступков, все вокруг непредсказуемы, подчиняются глупейшим и омерзительнейшим приказам друг друга (странный омывшийся Митя, хотящий быть убитым, притворяется,что хочет убить Котова и говорит - выходи, шагом марш в лесочек... - а почему? почему Котов не убивает Митю? почему Митя выдает ему полевую сумку после своей запланированной но не осуществившейся смерти? - вот и я начал задавать такие же вопросы, как люди в фильме). Любая нормальная деятельность, честность, адекватность подавляется немедленно самыми дурацкими способами, в том числе и оружием. Не говорю о нормальной эмоциональности, потому как ее в фильме нет, я не увидел ни одного психически здорового человека, хотя подозреваю, что это может быть авторская задумка, более похожая на очередную подлянку. Все вышесказанное дозированно усиливается нецензурной лексикой, которую время от времени позволяют себе главные персонажи для того, чтобы опустить кого-либо рядом находящегося.
При этом подсознательно нам навязывается, что лицемерие, безумие и неадекватность побеждают - Котов подчиняется идиотскому приказу и случайно берет цитадель, главный положительный персонаж и архетип - Сталин - мечтает о фотографиях пятнадцати тысяч мертвецов, Маруся не только ненавидит, но и любит Котова, оказываясь с ним в одной постели. Никогда не поверю что психически здоровый человек будет так себя вести, даже на войне. Дочка с Котовым неадекватно выживают после взрыва мины, баба неадекватно остается в живых при бомбежке и рожает Иосифа Виссарионовича, безумного немца неадекватно не убивают...
Диагноз - конечно же фильм отражает психологию его создателя. Можно быть гениальным художником, но быть гоняемым бесами внутри. Михалков видит в жизни одни подляны и бессознательно делает их окружающим (вспомните случаи с избиением человека, с блогером Другим, союзом кинематографистов и прочее). Он считает, что это и есть жизнь. Ожидайте также от таких личностей поступков, которые не вписываются в общепринятое представление о нормальности. Общаться ли с такими людьми и смотреть ли их современные фильмы, решайте сами.