Оноре де Бальзак "Тридцатилетняя женщина"

Jun 04, 2015 15:38


Сейчас я могу только посмеяться над собой. Такой возвышенный восторг, столько междометий и комплиментов вчера и такое разочарование сегодня… Насколько сильно меня впечатлили маленькие рассказы из Человеческой комедии, настолько же сильно мне не понравился роман «Тридцатилетняя женщина».  Тот же автор, та же эпоха, и, можно сказать, те же герои (если принимать во внимание характеры и нравы), но все чуждо, все вызывает протест, с каждым утверждением хочется поспорить. И я не думаю, что главная причина кроется в разнице менталитетов, нет. Произведения Бальзака стоят вне исторического контекста, потому что любовь, верность, брак, материнство - все эти категории вечны. И то, как расставляет свои акценты писатель, оказалось для меня неприемлемым.

Жюли, главная героиня романа, одухотворенная, нежная, восторженная девушка, влюбляется в своего кузена, и, выйдя замуж, разочаровывается в нем. Муж оказался узколобым солдафоном, не понимающим тонкой душевной конструкции жены, недалеким, глупым, поверхностным (список можно продолжить). И вот большая часть романа - подробные описания терзаний главной героини, которая вынуждена жить с этим чудовищем, вынуждена мириться с его варварским характером, вынуждена похоронить себя заживо в саване брака. Божжже мой, скрипя зубами, подумала я. Главная героиня, просто жертва, просто несчастный хрупкий цветок, оказавшийся в грубых руках мужлана. Как же она, несчастная живет? Сарказм прямо кипел в моей голове, пока автор на полном серьезе описывал, как героиня, которой свет белый, видите ли, не мил, больше всего на свете жаждет умереть. Она ждет, что смерть избавит ее от страданий… Эх, - подумала я, - сейчас бы взять в руки дробовик и закончить страдания несчастной, добить бедненькую, чтобы дальше не мучилась и меня не мучила. Тонкая душевная конструкция? Муж не понимает? Поэтому умирать надо? Эмоциональный ипохондрик, вот кто эта Жюли. Роскошная жизнь, любящий муж, высокое положение в свете - все это ничто, потому что она разочарована, разбита, уничтожена своей ошибкой. Вот у меня нет даже сил, чтобы говорить прилично об этом нежном создании. Мне хочется рвать и метать, мне хочется, как котенка, ткнуть носом Жюли в настоящие проблемы, объяснить, что разный уровень духовного развития не означает верную смерть, рассказать, что счастье не только и не столько заключается в «полном единении душ». Мне хочется придушить эту девушку. Но, как оказывается, дальше больше.

Она встречает настоящую любовь, она отрекается от нее, она ее теряет, она страдает и … внимание - она решает, а чего уж теперь, все равно моя душа пропала, и заводит любовника. И тут мой уровень яда, зашкаливает. Если до этого я просто хотела ее убить, то теперь я понимаю, этого мало. Это ж надо так! Это же какая железная логика должна быть?! Я замужем за моральным уродом, но я буду ему верна, ведь я самая благочестивая жена - поэтому я отрекусь от самой большой любви в моей жизни, а вот теперь, когда я и ее потеряла, можно отдаться другому? Что это? Что? Она перестала быть замужем? Былые ценности трансформировались? Очевидно, что нет. Она так же страдает, так же горюет над собственной судьбой, только теперь вот есть любовник. Ох… Нет у меня сил описывать дальнейшие приключения этой дамочки. Чем дальше я читала роман, тем больше тонула в ненависти, сарказме и ядовитых комментариях. Ни ее духовное одиночество, ни ее самоотречение не тронули меня. Я в принципе не считаю такое поведение достойным сочувствия, я не понимаю и не принимаю ее логику. Яркий пример логической цепочки:  так, муж мне изменяет - я опять завоюю его сердце ради семьи - но я же его ненавижу - значит, я обманываю его - значит, я обманываю и себя - значит я ничтожество, дрянь, я хуже пропащей женщины - ах, я хочу умереть, чтобы избавиться вовек от этих невыносимых страданий. Мой мозг кипит от нецензурной лексики, честное слово.

На самом деле, я очень хотела спокойно и обстоятельно написать, почему роман великого классика мне не понравился. Но негативные эмоции столь сильны, что пока я не в состоянии судить объективно о главной героине. Надеюсь, это вас не остановит, и вы прочтете «Тридцатилетнюю женщину» хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение об этом произведении.

книжная полка

Previous post Next post
Up