"Маленьким городам и пригородам в Норвегии или Небраске определённая группа молодёжи своими действиями отвечает одинаково. Неудовлетворённые ценами в местных видео-салонах или торговых центрах, они собираются в группы, открывают звукозаписывающие лейблы, захватывают под сквоты заброшенные здания" -- Michael Baers, 2008.
Эта цитата является заголовком к выставке Deliberate-Surplus-Productions, состоявшейся в 2008-м году в одной из галерей норвежского города Moss - пристанище лейбла
Sex Tags Mania. Запустившись в 2004-м, здесь теперь едва слышно посмеиваются по поводу целой империи, раскинувшейся под ними. Полный текст Байера, упомянутый выше, является своего рода манифестом классификации, предопределяющим происхождение лейбла и его благоразумную дистанцию от окружающего мира, поддерживаемую армией фанатов, охраняющих запретную дверь.
В этом случае внимание лейбла к коллекционерам винила и "музыкальным ботаникам" открывает ему возможность устанавливать свои правила игры в производстве и распостранении записей. Именно таким образом вырос целый каталог пластинок, сконцентрированый в основном вокруг скандинавских продюсеров, охватывающих хаус, техно, диско, сёрф-рок, даб, психоделик-фанк, lo-fi эксперименты и многое другое. Недавно семейство лейблов, имеющих к этому непосредственное отношение, помимо главного центра внимания, Sex Tags Mania, запущенного изначально DJ Sotofett и ответвления
Sex Tags Amfibia, созданного его братом DJ Fett Burger, пополнилость относительно новым
Wania, запущенный Sotofett без посторонней помощи, и
Sex Tags UFO курируемым Fett Burger.
Подобно всем провокационным творческим предприятиям, Sex Tags стремится находиться в туманном пространстве между огромной глубиной и бессмысленностью. Это подтверждается, например, бескомпромиссным адресом сайта магазина Sex Tags
shitfuckyou.com. За ним и скрываются от посторонних глаз причудливые сокровища: от неизвестных эдитов Todd Terje до компактных дисков, выпущенных лимитированным количеством 10 штук, сопровождённых академическими текстами и эссе, флаера, стикеры и вещи авторской работы. Всё это вполне последовательно придерживается направления, метко названного норвежским искусствоведом Erlend Hammer “противоборствующей ностальгией”. Oli Warwick, Alex Egan и Aaron Coultate - каждым из выбранных расширяется канон Sex Tags, кажущийся уже таким необъятным.
Skatebård - Conga [Sex Tags Mania, 2005]
Bård Aasen Lødemel прошёл путь с Sex Tags с ранних его дней, поддерживаемый лейблом
в различных обличиях. Но самым значительным его проектом стал Skatebård. Перед присоединением к странному и прекрасному миру Mania, он мелькал синглами в каталоге финского лейбла Keys Of Life (также ответственный там за Freestyle Man, Gez Varley и Tin Man). И не сложно понять, почему его первый релиз на Mania до сих пор остаётся одним из самых значимых и желанных. “Conga” основывается на классических устоях хаус-музыки: from the beat up. Тарелки и хлопки здесь без тени сомнения упаковываются в нью-йоркский гаражный shuffle, причём абсолютно непритязательным способом, что было так важно в 90-е. Угрюмая бас-линия DX7 кажется вполне логичным шагом в этом ритмическом рисунке; именно эти три ноты раскрывают едва заметную гармонию в верхних регистрах.
Кажется, что от этого релиза Sex Tags всё немного подпрыгивает вверх? Не стоит бояться, потому что Bård обеспечил мягкое приземление, добавив во всё происходящее немного причудливой дурашливой радости. В любом случае, этот релиз наделён силой именно благодаря своей непосредственности и неоспоримой клубной дружелюбности. Подобными “Conga” странностями, вполне можно совершить своеобразный экскурс в техно, заглянув на собственный лейбл Bård -
Digitalo.
Various - AMFIBIA 06 [Sex Tags Amfibia, 2008]
Они оказываютя такими скрытыми, эти прекрасные записи, отобранные для странных микро-подразделений лейблов и подлейблов. Именно поэтому любопытные десятидюймовки Amfibia уходят с магазинных полок просто лишь потому, что эта встреча может быть первой с миром Sex Tags. В редких визитах в Hard Wax, сканируя стеллажи, можно встретить сине-голубой конверт с этим необычным названием. И более странно наблюдать его в секции скидок, зная сколько записей Sex Tags сегодня разыскиваются по всему миру.
Вызывающий улыбку и известный в определённых кругах ёж с первой стороны, является меткой иллюстрацией к бесстеснительно весёлой мелодии, подчёркнутой звуковыми эффектами игровых приставок. Любые мысли об этой ловкой новизне исчезают при воспоминании меланхоличного atari-techno с “Walk!” выпущенном на 100Records. Но даже при этом единственным недостатком трека является лишь его длина -- чуть более двух минут.
Перевернув сторону, будьте готовы столкнуться с точечными ударами радио-семплов, нарезанных Sotofett. Пускай они и являются лишь бессмысленным скетчем, но эта бессмыленность оставляет за собой забавное ощущение, позволяющее продолжить путь дальше. Последний трек “Seksi Tagit Salón Dübb” - долгое приключение, в извивающихся среди белого шума синтезаторных партиях над глубоким дабовым басом и машинными перкуссиями. Эти ходы можно записывать и проигрывать сколько угодно раз, потому что они действительно оригинальны и причудливы в своей странности. Независимо от этого, релиз можно считать абсолютно безумным поступком этих шутников, которые после содеянного ещё и обещают наштамповать сингл, состоящий лишь из единственной петли бочки 909-й драм-машины Roland.
TR909 - Bass Drum [Sex Tags Mania, 2009]
До тех пор, пока многие лейблы с DIY и панк-эстетикой заботятся о передаче их сообщений в непосредственности и простоте, всегда будет существовать место для дискуссий относительно того, где грань шутки в релизах Sex Tags. Если говорить о Bass Drum, записи выпущенной в сочетании с арт-поддержкой в 2008-м, ответ дать ещё более сложно, поскольку даже с третью возможных вычетов, она фактически является квинтэссенцией инструмента ди-джея. Как можно предположить из имени артиста и названия трека, на этой односторонней пластинке нарезан непрерывно стучащий "квадрат" драм-машины Roland TR-909 в ритме 135 ударов в минуту. Это предельный техно-примитивизм (фраза заимствованная из названия
альбома Juju & Jordash, но очень применимая здесь), устранение всех отвлекающих факторов от жанра техно и фокус направленный на его основу в чистом виде, являющуюся по сути позвоночником всей танцевальной музыки.
Конечно здесь эмоциональное возбуждение от переспектив прослушивания сродни забавному упражнению. Ведь даже в качестве инструмента использование этой пластинки является весьма сомнительным, оставляя вопрос в том, сколько времени толпа будет терпеть пустой стук, прежде чем вы запустите что-то ещё поверх него. С другой стороны, подобные, пускай и не столь крайние в своей простоте трюки, уже имели место быть в прошлом. Одним из самых запоминающихся является трек SOG “SOG 2.2”, созданный Wolfgang Voigt - тупейший techno-пассаж, состоящий из басового паттерна и kick, где было незначительно больше вариаций, чем в “Bass Drum”. Однако, этот релиз в своём преднамеренном минимализме более откровенен в невероятной тонкости текстур слоёв и едва слышном между ударов шёпоте тарелок заставляет воспринимать прочие звуковые факторы в качестве разнообразия весьма предельно. В конце концов, этот трек цепляет именно своей глупостью.
Точно так же недавнее переиздание
Harry Pussy "Let’s Build A Pussy" является весьма полезным напоминанием основ аудио-диверсий, реализованных на этом альбоме четырьмя жгучими и едва изменяемыми тонами синусоиды, составляющими каждую сторону двух пластинок репресса. Но всё же в какой же момент доступности трек становится искусством ради искусства? Конечно это очень субъективно; из “Bass Drum” можно взять всё, что пожелаете. Некоторые могут использовать его в качестве образца библиотеки, другие как инструмент для скрэтча. Некоторые могли бы разместить его на стене, как сувенир, в то время как реальные gear-фетишисты могут просто потерять контроль над собой благодаря пробивающему всё своим совершенством kick drum TR-909. В каком-то смысле, последнее кажется более вероятным мотивом для выпуска этой пластинки у Sotofett и компании. Ведь эта запись не была бы и наполовину так весела, если бы мы не пробовали добавить дополнительного смысла ко всему этому, верно?
XI - XI [Sex Tags Mania, 2009]
Почему релизы Sex Tags требуют воистину детективной работы, чтобы открыть их создателей? В этом нет ничего удивительного. Но вначале давайте разберёмся с одним более важным фактом. Шестнадцатый релиз Mania состоит из четырёх кусочков вкусного, глубокого и редкого техно. Подобные треки, кажущиеся такими простыми при первом прослушивании, кажется, заслуживают того, чтобы быть в два раза длиннее. Хотя, они и без этого устойчиво держатся среди откровенно скучных вод, состоящих из бесконечного множества записей. Мелодии и грув в них особенно искусны, поскольку при прослушивании оказываются у вас точно под кожей. Каждый трек на этой пластинке словно тонкий камень, хотя “I” с первой стороны возможно является самым захватывающим номером.
Что ещё мы знаем? Музыка была создана в Берлине, мастеринг выполнен знаменитым звукоинженером Rick Essig, пластинка отпечатана в Нью-Йорке на гладком остром виниле (вам нужно подержать эту запись в своих руках, чтобы почувствовать, что это значит) и изначально реализовывалась только в Японии. Ключ к поиску автора становится лишь запутаннее от этого, но признаки загадочного XI всё-таки присутствуют на голубом яблоке с любвеобильным малышом: PE и SVN. Кто они? Ну, эти имена вы можете часто встречать отдельно на большем количестве других релизов Sex Tags. PE на
Kong Oscar и SVN на пластинках в составе AU и
Dreesvn, также в строчках двенадцатидюймовок на
SUED. Конечно, их настоящие имена меньше ожидаемых, но это не важно. Как и большинство вещей, сделанных на Sex Tags со скрытыми и игривыми тождествами, внутренние шутки - это часть веселья. Копайте глубже, если вам нужно, и в конечном итоге вы выясните кто это. Но музыка, произведения искусства и идеи скрытые в них, всегда первостепенны.
Krisp - Truckstomp/Lovestomp [Sex Tags UFO, 2012]
Помимо того, что эта пластинка подбавляет высококачественного диско-топлива к манифесту Sex Tags UFO, релиз
Bjørn Torske (иногда выпускающийся под псевдонимом Krisp) демонстрирует интересную тенденцию, всплывающую с перерывами в анналах Sex Tags. В то время как объединение лейблов выпуском некоторых синглов далеко не ново, в Норвегии и соседствующих странах оно кажется стало трендом. Это порождает массу спекуляций на этот счёт, но вероятно совершается лишь для того, чтобы процесс издания релизов не выглядел скучной бизнес-сделкой. Или это может делается ради благородного ощущения взаимоподдержки, всесокрушающей силы объединения, обнаруживающейся в совместных действиях? В любом случае, темы, открытые с пришествием Tags UFO и людей с лейблов
Totally и
Footnotes являются очень важным моментом в развитии скандинавской электронной музыкальной сцены.
После девятилетней паузы между вторым и третьим релизами на Totally, его владелец Annie сейчас хоть и управляет лейблом сама, но по всей видимости выдаёт каждый релиз в союзе с весёлой бандой Sotofett. В случае с этой пластинкой, собственный лейбл Bjørn Torske -- Footnotes также содержит её в своём каталоге. Как это случается, Footnotes является саб-лейблом Tellé, катапультировавшим к славе Royksopp и Annie, что в этом случае является весьма значительной поддержкой. В то время, когда можно пытаться бороться в одиночку с международной паутиной радио-захватчиков при помощи качественной андерграундной хаус-музыки, в заботе о распространении мира связь с Sex Tags является здоровым оружием, идущим в дело.
Описывая музыку на этом релизе, можно заметить как “Lovestomp” вращается вокруг диско-хуков, изъятых из вплотную ими набитой “My Lady” The Crusaders, также зажатых в свирепой петле Fritz Zander. Когда всё сламывается в этот узнаваемый семпл, пожары сомнений с облегчением тухнут и нарисованный знакомой по множеству filtred-disco пластинок петлёй релиз становится автоматически непревзойдённым. “Truckstomp” следует аналогичным путём повторяющихся припевов, но дополняется вылизывающим переборы гитар басом и касаниями психоделических синтезаторов, создавая отличное настроение для грув-путешествий. Даже несмотря на то, что этот материал, как и любой выпущенный Sex Tags, выглядит довольно грубо, как часто случается, сердца любителей клубов стучат благодаря именно такому проверенному способу.
Don Papa - Gold 2000 [Sex Tags Mania, 2009]
Природа культа окружающего Sex Tags такова, что многие записи выпускаются ограниченно именно из-за ограниченного спроса. Некоторые из них, своим жужанием уменьшают его количество всё сильнее и покидают Discogs по глупым ценами, после чего спустя года армия голодных любителей винила идёт по их следам.
Love To/Up Track от Paul 23, самый первый релиз Sex Tags -- простой пример этого, как и
Ken Jeg Slippe
от Bjørn Torske. Но сегодня найти лейбл возвращающйся к переизданиям подобной музыки действительно редкость.
В случае с Gold 2000 всё оказалось чуть иначе; эта пластинка заняла особое место в сердце Sotofett. Она несомненно стала отличным дебютом для относительно неизвестного саунд-продюсера (который, казалось будто специально появился для этого на Sex Tags), ищущего комнату со свежим воздухом в дымных бараках deep house, лишь едва кислящим тоном в “Bass Synthezise House” открывая в них окно. Гудящая в нём петлями атмосфера уверенно опирается на синтезаторный басовый грув, кажущуюся лохматым и уродливым.
Но всё же самым главным треком пластинки, вероятно благодаря аккуратному и чистому стуку ударных под аккорды клавиш слоновой кости, является “Done (Piano)”. Вместе с космическим электро “Zombie Bass”, покидающим межзвёздные обломки, эта пластинка в целом открыла миру таинственного
Don Papa. Как это часто бывает, реализация идей на этом релизе убийственно проста и неприятзательна. Но владеющий ловкостью в этом странном подходе, не свернёт в полную тупость в своём стремлении к оригинальности. Это сущность, которая проходит через большую часть back-каталога Sex Tags.
DJ Sotofett - Pulehouse [Wania, 2012]
Список наиболее значимых деяний Sex Tags не может быть полным без участия
DJ Sotofett и относительно нового ответвления
Wania. С тех пор, как оно было запущено, на нём выпустилось несколько невероятно удивительных записей, одной из последних является двенадцатидюймовый сплит
Madteo/Trance Yo Lie -- Cosa C’e’ Sotto? / We Do. Помимо того, что этот sub-лейбл является местом преклонения Sotofett-ом перед горячо любимым им TR-909, также на нём выпускаются синглы, которые доступны для заказа исключительно по почте. Одним из них является двенадцатидюймовка
Bhakti Crew, другого продакшена Sotofett, созданного совместно с Rabih Beaini (aka
Morphosis) в роли играющего на
дудуке и
мизмаре, с Bjørn Torske на перкуссиях и главой детройтского лейбла
Fit --
Aaron Siegel на синтезаторах. Неплохая подача для записи, которая не была выпущена официально.
Несмотря на то, что пластинка Pulehouse приписывается авторству Sotofett, в реальности это ещё одно семейное дело: в заглавном треке на синтезаторе фигурирует таинственный фаворит Hardwax -- SVN, тогда как Dynamo Dreesen и Don Papa засветились в откывающем вторую сторону “Stå Opp Med Sola (Chiang Mai Versjon)”. Помимо этого поговаривают о помощи L. Lehto в треке “Assa Med Den Derre Floyta” в виде главной пьянящей флейты. Эта пластинка появилась как один из прекраснейших примеров эдакого чудаковатого house, созданная на основе ведения непрерывного сотрудничества, столь обсуждаемого Michael Baers в его ессе 2008-го года для Sex Tags. “Граффити останавить невозможно” -- гласит слоган Sex Tags. Невозможно остановить и Sex Tags Mania.
Вольный перевод с
источника.