Петровка. Живоносный источник

Apr 13, 2018 15:35



Рассказ паломника об одном из святых мест Ростовской области.

Мы давно слышали о Живоносном источнике в селе Петровка в нашей Ростовской области. А жена, как-то и была там с родственниками.

Вот и появилось у жены желание побывать в этот день в святом месте, да и здоровья поднабраться.



Ехали через Чалтырь - армянское поселение в 16 км от Ростова. Все знают, что на Дону издревле живут казаки. Но в наших краях немало и армян; целые поселения и районы. В 1779 году, по Указу Екатерины ΙΙ тысячи армян переселились в эти края и основали город Нахичевань (ныне - район Ростова) и 5 сел, в том числе Чалтырь (ныне - центр Мясниковского района).

До Петровки от Чалтыря ехать километров 25.

Чем же прославилась Петровка далеко за пределами Ростовской области?

ИСТОРИЯ

Когда-то, на кургане стояла здесь каменная баба (каких немало найдено при раскопках в донских краях). Курган назвали Баба, а окрестную балку - Бабинской; и поселок рядом - Бабинский. Рядом протекала река Тузлов, вдоль которой была другая Балка - Желобок (позже Грушина балка). А в ней, из-под скалы пробивался родник (криница), из которого местные жители брали воду, а со временем раскопали его и обложили камнями



Далее - краткий пересказ предания из «Донских Епархиальных Ведомостей» за 1914 г. (№11-12; 16-18) с моими отступлениями.

Жарким летом 1841 года, один из братьев Запорожцевых - крестьян, работавших на току, отправился к кринице за водой и увидел в воде икону Божьей Матери с младенцем на правой руке; икона не плавала, а как бы стояла в воде. Крестьянин привел к кринице братьев и других людей, а те, узрев то же и помолившись, доложили управляющему Бабинским поселком Д. А. Васильцеву. Тот убедился в виденном, и запретил трогать икону.



Интернета и смартфонов тогда не было. Но один случай поспособствовал быстрой славе этих мест не только в окрестных селениях, но и далеко за пределами оных.

Крестьяне рассудили, что раз такое чудо случилось, то и воды криницы, наверное, целительные. Привели они к источнику, страдающую в течение 18 лет от падучей (надо думать - эпилепсии) Матрону Зотову. Приложили ее к иконе, облили водичкой, и дали испить ее; прекратились припадки!



Через три дня после обретения иконы, Криницу осветил священник из соседней слободы Андрей Китайский. Правда, иконы он не увидел; не ведомо, куда она пропала. Может быть, в другом месте помогает верующим…

И потянулись к Святой кринице жаждущие исцеления православные и армяне, татары и калмыки… По вечерам здесь, иной раз, собирались тысячи страждущих. Рассказывают, что однажды, после тяжелых боев в селенье остановился казачий полк; израненные казаки полностью оправились от ран, обмываясь водой из источника!

А Матроне после исцеления явилась во сне Божья Матерь, заповедовавшая ей жить при источнике «и обливать больных». Матрона исполняла завет точно, привечая больных в специально построенном доме; водила их к источнику. Исцеленные часто жертвовали деньги, на которые Матрона посадила рощу фруктовых деревьев; 5000 рублей она передала на строительство храма. Скончалась она тут же в 1881 году.



Сначала был расширен колодец, над ним была построена часовня. А церковь возведена в 1850-1858 гг. Именуется она «Храм иконы Божьей Матери Живоносный источник.



Криничку посещало семейство Чеховых. В соседней слободе Большая Крепкая жили Егор и Ефросинья Чеховы, поэтому не раз Чеховы всей семьей наведывались в Петровку.

А дальше - Революция и все последующие нерадостные перипетии…

В церкви устроили склад, после войны - мастерскую сельхозтехники. Но поскольку люди продолжали приходить к святому источнику, хрущевские борцы с религией ставили здесь оцепления, устраивали облавы на верующих. Затем и вовсе сломали часовню, а источник засыпали землей, а потом и забросали камнями. Паломничества на некоторое время прекратились...

Но, как сказано у Соломона в «Экклезиасте»,

«всему свое время: время разбрасывать камни, и время собирать камни…».

Местные жители раскопали источник, вынесли из храма мусор, провели небольшой ремонт. В храме начались службы…



Petrovka-zhivonosniy-istochnik



Часовня

Храм действует с 2009.

Проект был инициирован Ростовской епархией и реализован совместно с администрацией Ростовской области, при финансовой поддержке благотворительного фонда «Покровский».

******
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления.

Тропарь, гл. 4 «Живоносный Источнице»:
«Богородице Дево! Зноем страстей палимую душу мою напой благодатными струями Сына Твоего и услади горесть сердца моего зрением Святого Образа Твоего»

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Живоносный Источник»
глас 8
От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́тися, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Тропарь, гл. 5 «Чудеса Твои неизглаголенныя»:

«Благодатная Богородице Дево! Живоносный Источник, нам воистину Тя показаша, божественными бо струями Сына Твоего страстей наших знойный пламень угашаеши, прикосновением же Твоим единым токмо недуги душевные и телесные врачуеши, и зрением Святого Образа Твоего услаждаеши горести жизни нашей!…»

Иконы Пресвятой Богородицы

Previous post Next post
Up