Чем созерцание отличается от простого наблюдения?
Когда человек созерцает, он не вовлекается в объект созерцания. Чтобы ни происходило он не реагирует. В нем не возникают реакции. Он пустой внутри, информация не входит в него.
Внутри него не происходит никакого движения, не исследуется объект созерцания, не анализируется и не оценивается.
Не потому что снаружи него ничего не происходит. Снаружи как раз может происходить всё что у годно. А потому что внутри у него нет никакой потребности.
Как прийти к способности не вовлекаться?
Когда человек смотрит на что-то обычный образом, у него всегда есть цель, он может её не осознавать, но глубоко внутри него она есть. Эту цель можно описать как поиск выгоды, пользы, интересного, важного или поиск опасности, чтобы ее избежать. У человека есть потребность, которую он ищет как наполнить.
Обычный взгляд человека целенаправленный, и преследует какой-то интерес. В его взгляде присутствует эгоизм.
У созерцающего нет интереса, нет цели или можно сказать так что его единственная цель - быть или существовать. Существовать не в синониме жить. У него нет интереса к жизни. А в синониме просто быть.
Его интерес равен точке. Точка в отличии от любых геометрических фигур не занимает никакого пространства. Точка лишь обозначает присутствие.
Также, состояние созерцание можно сравнить с нулём. Ноль - с одной стороны это цифра, а с другой она не обозначает ничего физического, она обозначает отсутствие чего-либо. Но все-таки обозначает или даже подчеркивает это отсутствие.
Также и состояние созерцания подчеркивает отсутствие интереса к чему-либо.
Как прийти к созерцанию?
Не нужно искать укромные места для созерцания. Совсем не важно что созерцать. Не нужно никак специально расслабляться или концентрироваться. Потому что весь секрет созерцания внутри человека, в его интересе.
Все что необходимо сделать чтобы переключиться в режим созерцания это проанализировать или пересмотреть свой интерес, свою систему интересов.
Во-первых, её необходимо достать, т.к. спрятана она глубоко внутри и часто совершенно не осознаётся. Для того чтобы её достать, необходимо проанализировать человека с противоположной системой интересов, своего антагониста. А лучше всего даже нескольких антагонистов. Принять их интересы и сделать их своими. Именно на этом противоречии вы сможете осознать и увидеть уже свой интерес. Увидеть какие у вас ценности и убеждения в жизни. Какие цели. Те цели которые всегда предвосхищают любое ваше действие.
Во-вторых, после распознавания своей системы интересов необходимо растождествиться с ней. Но не путем отождествления себя с иной системой ценностей, а путём признания всех систем интересов ограниченными, не истинными, не претендующими на объективность.
Т.е. необходимо понять, что смотреть на мир через какую-то заложенную цель - это означает получать субъективную картину мира. Видеть лишь какую-то одну часть мира. Осознав это, поставить перед собой цель получить объективную картину реальности, достичь целостного восприятия жизни. Которое возможно только при режиме созерцания.
Зачем учиться созерцать?
В жизни есть очень много ситуаций, когда необходимо отказаться от своего интереса, а иногда и отказаться вообще от любого интереса. Иначе, человек будет страдать, затем будет убегать от страданий. Убегать от поставленных целей, убегать со своего намеченного пути. Предавать себя, свои цели и свои решения. Может ли такой человек действительно называться Человеком с большой буквы? Если как только запахло жаренным, он тут же убегает и отказывается от своих целей, отказывается от себя?
Когда человек натренирует навык созерцания, он у него будет проявляться автоматически в те моменты когда ему это будет необходимо. Когда будет необходимо немедленно отказаться от любого интереса и перейти к простому созерцанию и наслаждению от простого существования.
Такого человека невозможно чем-то сбить с пути, невозможно напугать. Он становится в некотором роде неуязвимым. Он не ощущает страданий ни при каких обстоятельствах, в любых ситуациях он подстраивает свой интерес и всегда получает пользу для себя. Даже когда это польза полностью отсутствует, он наслаждается ее отсутствием.