Разговор о времени можно вести по-разному. Можно - зарабатывая политические очки и с внутренней издевкой. Можно - строго в академическом и респектабельном тоне. Но уже даже такие крупные физики, как Эйнштейн и Гейзенберг, Козырев и Зельдович понимали, что так о времени говорить нельзя. Эйнштейн по сходному поводу говорил: "Бог не играет в кости". И уже заглядывал за пределы всей "научности" как таковой. Козырев уже совсем по-новому посмотрел на время. А Зельдович, занимаясь космологией, уже рассматривал возможности рождения вселенной "из ничего". Но вот это "ничего"... Очень схоже с Ничто... Но сейчас не об этом.
Можно говорить о времени совсем по-другому.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Можно сопрягать эту научность с некой "огненностью", накаленностью. То есть, выражаясь простым языком, неравнодушием. Тогда время нужно воспринимать как некую сущность, с которой можно определенным образом вести диалог.
Такой разговор о времени неизбежно выводит нас на разговор об Истории. Истории как процессе восхождения человека. История невозможна без времени. И все современные постмодернистские и иные(более тонкие) теории как раз и ставят цель уничтожить время, ради того, чтобы завершить Историю. И лишить человека его сущности. А сущность его заключается в том, что человек не обусловлен до конца ничем. Ни природой, ни обществом. Настоящий человек, соединенный со своей сущностью, - это человек Творец. Он способен менять окружающую его действительность. Но человек, отчужденный от своей сущности, не способен ничего менять. На эту тему есть хорошие слова Сергея Кургиняна в
статье из его цикла "Судьба гуманизма в 21 веке". "Необходимость - это обусловленность. Природная необходимость - это обусловленность человека тем, что он является природным существом. И не может освободиться от этой своей природности. Он физиологичен, зависим от инстинктов, от голода, страха и агрессии, первичной зоологической сексуальности и так далее. Да, он всем этим обусловлен и потому несвободен. Но он этим не до конца обусловлен и потому чуть-чуть свободен. Он свободен ровно в той степени, в какой бросает вызов природной необходимости. И, стремясь ее преодолеть, оказывается в капкане другой необходимости - социальной. Ему заданы социальные роли, функции. Он помещен в клетку, разделенную на квадраты, клетку этих самых социальных ролей и функций."
Выход за рамки необходимости и есть человеческая эмансипация по Марксу. Это и есть прыжок "из царства необходимости в царство свободы". И это прекрасно понимает враг, намерившийся загнать человека в состояние "социального животного". Это враг по определению фашистский.
"Окончательное разлучение с этой сущностью - вот цель фашизма. Создается социальное инферно, наполненное недолюдьми, способными говорить, рассуждать и так далее. И начисто лишенными всяческого представления о своем предназначении и своей сути. И это притом, что человек, начисто лишенный этого представления во всех его модификациях, неимоверно несчастен. Гонимый бичом этого несчастья, подобный недочеловек, он же социальное животное, грызется с другими, ему подобными. Социальное инферно кишит этой грызней, неимоверно более жестокой, чем дарвиновская грызня в природном, собственно животном, инферно. (
http://gazeta.eot.su/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii)"
И если тактическим врагом фашизма является человек, то стратегическим - именно Время! И здесь нужно перейти к рассмотрению той ситуации, того времени, в котором мы живем. Мы живем в ситуации безвременья. Полной исчерпанности всех смыслов. Полного исчерпания исторической Новизны. Современный человек существует в ситуации фундаментальной скуки и тоски, пытаясь закрыть эту дыру наращивая и наращивая потребление. Все больше и больше отчуждаясь от своей человеческой сущности. Медленно умирая. Такие периоды были в истории человечества. То же самое происходило и в эпоху заката древней Финикии, и в эпоху позднего Рима, и в конце правления Романовых. Мир всегда спасала кучка людей, выбранных Временем для того, чтобы нести новую историческую Новизну. Но в чем принципиальное отличие нашей эпохи? В том, что сейчас Время поломано. И в этом смысле вспоминаются строки из Шекспира.
The time is out of joint. O cursed spite That ever I was born to set it right !
Дословно там говорится даже не совсем о Времени! А о духе (cursed spite - проклятый дух). Духе Истории. Шекспир по сути уравнивает Время и Дух Истории. Но это можно рассматривать как гипотезу, а не как последнюю истину. Гораздо важнее другое. Важно то, что Время поломано. Оно не может никого выбрать! И именно нам его надо чинить. О том, как это можно сделать, говориться в статье Четвертый этаж Сергея Кургиняна. "Заниматься этим по определению можно, лишь оказавшись вне времени. Нужно выйти за его пределы и посмотреть на него со стороны. Посмотрев же, спросить: «Нуте-с, что у вас болит?» Поговорив на эту тему с существом по имени Время, надо выявить больные точки, оказать на эти точки позитивное воздействие и добиться выздоровления. И делать всё это можно, только находясь вне времени.А где ты можешь находиться, выйдя за рамки времени? Только в вечности, правда же? Одни выходят в вечность для того, чтобы бежать от времени. А другие, чтобы его починить/излечить и так далее. Но и те, и другие выходят из времени в вечность. Что невозможно, если ты не занимаешься метафизикой. Ибо только метафизика отвечает за такой выход. А если ты его осуществляешь с политическими целями, то и метафизика должна быть политической." (
http://gazeta.eot.su/article/chetvertyy-etazh-4)
Пока нам не удастся починить Время, мы не сможем зажечь мир новым огнем гуманизма. И окончательно превратимся в социальных животных, не способных выходить "за флажки". И этого враг хочет больше всего. Но мы этого не допустим! Мир снова возгорится великой мечтой о восхождении человека. Мир снова будет спасен великой исторической Новизной. Время будет вылечено. Но только, если мы осознаем, что наша война вечна. Бой за человека вечен.
Баланс…Усталый путник в чаще,
Земную жизнь до половины
Пройдя и подойдя к порогу,
Не гири, не штифты машинные -
Любовь позвал, и на подмогу
Она пришла к нему: «Я - Новая!
А ты... как страшно постарел
Ты... Встань, пошли... Я - ангел Слова!
Встать и идти - таков удел,
И от него никак не спрятаться
В нору устойчивых конструкций.
Ты равновесия запасов
Жалеть не должен! Их отсутствие
Одно является условием
Полета... В этом тайна мира.
Да, человечество устало.
Да, катастрофа истребила
Его актив... Сама возможность
Огня, полета, Восхожденья
Проблематична... Осторожность
Необходима... Но спасенье
Лишь в том, чтоб бабочкой из кокона,
А не в устойчивом развитии.
Баланс - лукавая возможность
Уйти, цепляясь за наличествующее.
История и революция -
Иль равновесие последнее,
В котором - лишь ходячьи трупы!
Баланс - ты ложь и оскорбление
Самой идеи человечества,
Его мечты о vita nova.
В саду - цветы, капель весенняя,
А рядом Смерть... Она готова,
Всегда готова к узурпации.
Коль Брахмы нет - причем тут Вишну?
Баланс... Мистерия Кастрации…
Баланс... Ты церковь Эгоиста,
Который хочет равновесия…
Баланс... Прислужник мракобесия...
Ну не скрывайся, все равно
Я рассмотрю твое лицо.
Я разгадаю тайну снов.
В когтях клекочущих орлов,
Я возношусь на небеса
И с них смотрю на замок твой.
Гармония - не красота.
Один лишь только вечный бой
Способен в мире утвердить
Прогресс как восхожденье Форм...
Странствие. Глава 13. Инсайт