Казалось бы, что проще построить государство в котором приятно жить и которое успешно противостоит внешним и внутренним вызовам на основе корпоративных правил. Есть масса литературы для управленцев коммерческих компаний, строй по ним государство-корпорацию и будет идеальное государство. Но при данном способе есть масса проблем, с которыми государство не справится и скорее всего саморазрушится.
Первая и самая главная проблема -лишние люди. В компаниях и корпорациях все сообщество людей подбирается кадровыми службами по определенным критериям и под определенных руководителей «сверху-вниз». При этом «отсев» и «отсеянные» корпорацию не волнуют - они есть «пища» для конкурентов. На уровне государства, такие «не вписавшиеся» - это проблема для власти. Нельзя их лишить гражданства и отдать конкурентам, а в рамках данного государства они будут себя чувствовать изгоями и в лучшем случае начнут социально паразитировать. В худшем - маргинализируются и предъявят политическому строю свои требования. Здесь очень очевиден пример целых классов «воров в законе», еще в 30-х годах 20-го века появившихся в СССР, когда была вытеснена целая социальная группа на нелегальное положение. И когда у них появилась возможность уйти в политику в 90-х годах 20-го века, они переписали страну "под себя". Причем с такой же жесткостью с которой с ними расправлялось прежнее государство.
Дополнительно к этому, как и в крупных компаниях, всегда будет проблема с мотивацией коллектива на решение. Точнее сказать, на самостоятельность и качество решения. Ведь в крупных компаниях, работает только одна мотивация - на деньги. Мотивация «на качество» - не работает, ведь в конечном продукте принимает участие слишком большое число смежных подразделений, иногда с частично перекрывающимися полномочиями. Например, кого благодарить за повышение рождаемости, если такая цель стоит? Врачей? Но они по факту лишь статисты и принимают роды, а решение принимается семьями на основании других и экономических и политических и социальных факторов. Получается, экономическое подразделение «подкачает», а у врачей спад рождаемости. В итоге получается, что решение "внизу" не может быть принято в принципе - решение спускается сверху, и должно исполняться внизу. Но корпорации размера страны не смогут гарантировать адекватность решений на верху, а решения снизу будут автоматически заблокированы системой. И таких примеров много, когда в компании что-то работает, а в государстве устроенным по тем же принципам - не будет.
И самый важный фактор при этом - это проблема «роста» с которой любая компания встречается, но государство встречается постоянно. Ведь самая большая сложность при «проблеме роста» - как наладить конструктивное взаимодействие между подразделениями. Даже в крупных корпорациях обычно принято не выносить «сор из избы» и решать проблемы между например бухгалтерией и продавцами на «низком уровне», но в государстве это невозможно, ибо каждое направление разнесено в свое ведомство и из целей бюрократического регулирования очень сильно регламентировано. Более того, находится в своих "клановых интересах". То есть делает невозможным оперативное и конструктивное взаимодействие на низком уровне.
Итак, получается, что построить государство-корпорацию можно, но на длинной дистанции оно будет не совершенным и будет стремиться саморазрушиться.
Конечно, это стало понятно «не вчера» и во многих странах такие проблемы решаются. Нам будет интересен опыт США. Интересен он потому, что там пошли по схеме построения сдержек и противовесов в обществе, и систему политического урегулирования межклановых противоречий. И эти противовесы успешно развивали их общество несколько столетий, хотя сейчас и перестали работать.
Основной институт позволявший США развиваться - институт лоббизма. То есть, помимо государственной ветви власти, есть «власть капитала», которая официально влияла и на законотворчество и на исполнительную ветви власти, выступая тем самым противовесом интересам бюрократов, который позволял системе в целом сбалансировано развиваться. Грубо говоря и как бы это была не мерзко, пока бизнес делает деньги на войне, страна воюет, если проще делать деньги на мире - производит мирную продукцию. И во всех случаях государственная машина косвенно ощущает настроения людей - широких народных масс, что позволяет менять вектора «моды» в рамках всей системы, по мере их смены «внизу».
Но у лоббизма оказалось родимое пятно. Лоббизм не работает при отсутствии конкуренции. А еще по «Капиталу» К. Маркса мы знаем, что по мере роста корпорации будут избавляться от конкуренции и монополизироваться. То есть, пока в США было несколько производителей одного и того же товара, но в рамках разных политических партий, система была сбалансирована и работала. Сейчас, когда даже видимая конкуренция нескольких производителей «наверху» принадлежит одной или нескольким дружественным семьям конкретных империалистов, конкуренция кончилась. А вместе с ней закончилось и вовлечение народных масс в принятие политических, экономических и социальных решений. Система выродилась до мега-корпорации (мега государство-корпорации). А как я писал выше, это делает государство США очень нестабильным, ведь появилось много «не вписавшихся», но в отличии от России, которая изначально строила корпорацию-государство, социальных гарантий на «не вписавшихся» не хватает. Прочем, по мере углубления мировых противоречий количество «не вписавшихся» будет только расти, а свободные людские ресурсы это всегда повод для войны.
Итак, как основная проблема всех государств на данный момент - это выключение из политических, социальных и экономических решений народных масс. Что в итоге создает систему по ликвидации народных масс, а не развитию общества. Но при таких процессах, неизбежно выпиливается и элита, и никакая робототехника им не поможет, потому что банальный численный перевес, грубо говоря, 1млн к 8млд… только если улететь в космос лет на 100, но это полная потеря для них земли и себя.
Можно ли сделать работу над ошибками? Да. Еще пока что можно. Американская модель сдержек в принципе рабочая, но ее необходимо дополнить еще одним противовесом, не отключаемым противовесом классовой борьбы. Народ не должен быть исключаем из процессов управления государством даже при полной империализации корпораций. Это нужно и самим корпорациям и народу.
Грубо говоря, необходимо вывести классовую борьбу на уровень государства, создав независимое «Вече» из широких народных масс и «зависимую» «Думу» из представителей государства-корпорации. При этом, «лоббизм» должен остаться и быть ОФИЦИАЛЬНЫМ, что бы при рассмотрении вопросов, был четко очерчен круг выгодоприобретателей и политический процесс приобретал функцию состязания между интересами народа, корпораций и интересами лоббистов.
При таких процессах в обществе расшиваема и проблема бюрократизации, ведь, «Вече» наделяемо функцией контроля над государственным механизмом не меньшим чем «Дума», и между ними начнется состязание и за разворот бюрократической машины в сторону народа.
В общем, систему можно будет дополнить необходимыми элементами сдержек и противовесов, которые сделают из негативной для общества классовой борьбы позитивную конкуренцию и как следствие даст государству возможность развиваться на длительных временных участках без потрясений.
Впрочем, такое разделение уже описано в действующей конституции РФ. Дума-Совет Федерации, это по духу та же система сдержек и противовесов. Только, когда строится государство-корпорация под конкретных выгодоприобретателей, а не для народа, такие сдержки отключаются и подменяются имитациями... даже не взирая на то, что страна от этого проигрывает.