Про русскую оппозицию русский философ Василий Васильевич Розанов давно всё сказал.
"Русский ленивец нюхает воздух, не пахнет ли где «оппозицией». И, найдя таковую, немедленно пристает к ней и тогда уже окончательно успокаивается, найдя оправдание себе в мире, найдя в сущности себе «Царство Небесное». Как же в России не быть оппозиции, если она, таким образом, успокаивает и разрешает тысячи и миллионы личных проблем.
«Так» было бы неловко существовать; но «так с оппозицией» - есть житейское comme il faut."
"Вся русская «оппозиция» есть оппозиция лакейской комнаты, т.е. какого-то заднего двора - по тону: с глубоким сознанием, что это - задний двор, с глубокой болью - что сами «позади»; с глубоким сознанием и признанием, что критикуемые лица суть барин и баре. Вот это-то и мешает слиться с оппозицией, т.е. принять тоже лакейский тон... Политическая свобода и гражданское достоинство есть именно у консерваторов, а у «оппозиции» есть только лакейская озлобленность и мука «о своем ужасном положении»."
"Я понял, что в России «быть в оппозиции» значит любить и уважать Государя, что быть «бунтовщиком» в России - значит пойти и отстоять обедню, и, наконец, «поступить как Стенька Разин» - это дать в морду Михайловскому с его «2-мя именинами» (смеющийся рассказ Перцова)... И пошел в ту тихую, бессильную, может быть в самом деле имеющую быть затоптанной оппозицию, которая состоит в:
1) помолиться.
2) встать рано и работать."
("Опавшие листья")