В третьей части "Атлант расправил плечи" Дэгни встречается с Джоном Голтом, про которого все спрашивали, кто он такой. Он оказался основателем общины беглых бизнесменов, которые не согласились с порядками, царившими в мире после принятия закона о равном распределении. Я не буду вас долго томить и скажу, что Джон Голт это, если можно так выразиться, литературная реинкарнация Иммануила Канта. Вот основной принцип морали Голта и всех живущих в его тайной долине:
«Мы выступаем против тех, кто полагает, что один человек должен жить ради другого. Мы протестуем против морали каннибалов, против людоедства тела и духа. Мы будем общаться с людьми только на наших условиях, а по нашему моральному кодексу человек сам себе цель, а не средство для осуществления целей других людей.» (выделение моё)
По сути то, что я выделил жирным, является формулировкой категорического императива Иммануила Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». ("Критика практического разума") Этот императив - основа кантовской этики - этики предельного гуманизма.
И тут я понял, почему мне так симпатичны Дэгни Таггарт и Хэнк Реарден. Они придерживаются этой же морали. Они - кантианцы, хотя Айн Рэнд нигде не упоминает великого философа. И на этой этике построена жизнь в Долине Голта. Рэнд - не первая, кто взялся за изобретение утопии. Первым был Платон. Но сколько бы не сочинялось утопических произведений, во всех них идеальное общество - это общество тоталитарное с мелочной регламентацией всех сторон жизни. Авторы утопий не верили в разумность человека. В государстве Платона правят философы, которые и определяют всем остальным их род занятий и даже подбирают супружеские пары. Искусству в государстве Платона места не нашлось. И только Рэнд попыталась нарисовать картину идеального общества свободных людей. Из первых глав третьей части у меня сложилось такое впечатление. Буду читать дальше.