Наконец-то разгреб свой завал на работе, выходные теперь действительно выходные - не нужно торчать в офисе. В связи с такой радостью большой решил устроить себе небольшое путешествие в субботу-воскресенье. Думал-думал, куда бы поехать, чтобы было интересно и недорого, и придумал, что, пожалуй, смотаюсь в Калининград. Город хоть и наш, российский, но расположен так близко к Европе, что может по праву считаться европейским. Да и те, кто там бывал, его хвалят - говорят там хорошо, красиво, в общем, есть на что посмотреть. На могилу Канта, хотя бы. Не зря же в универе читали :) Забил на anywayanyday.ru нужную дату вылета (следующие выходные) и приятно удивился ценой, что случается со мной нечасто. Оказалось, что в Калининград и обратно можно слетать вообще за смешные деньги - что-то порядка 8 тысяч. И это, заметьте, «Аэрофлотом», который только ленивый не пнул за дорогие тарифы на перелеты.
Ну, я, естественно, этим не ограничился. Раз такое дело, думаю, может и заграницу нынче дешево летать? Подумал, куда бы мне хотелось, и решил, что в Испанию будет в самый раз. Забил в систему все параметры, и тут, конечно же, все мои испанские мечты немного сдулись - цена «кусается».
Обидно стало. Губу-то я уже раскатал :) Не видать мне Испании, так хоть найду справедливость. Решил потрясти интернет на предмет того, почему авиабилеты такие дорогие и до сих пор недоступны многим людям с доходом ниже среднего. Еще до опыта ясно: живем не в каменном веке, человечество поднимает в воздух железные машины аж с 1903 года - так, по крайней мере, утверждает Википедия. По идее, этот вид транспорта в силу его удобства, быстроты передвижения, а также в силу развития современной техники должен быть дешевым и доступным. Так почему же на практике не так, как в теории?
Оказалось, что цена билета на самолет вообще никак не зависит от развития техники и науки, зато очень сильно зависит от развития экономики. Да вообще от многих факторов зависит. Я изучил довольно много материала по интересующему меня вопросу и вот что я понял:
Во-первых, цена билета в среднем только на 2/3 состоит из стоимости тарифа (то есть самого перелета). Оставшаяся 1/3 цены - это всяческие сборы и налоги. То есть большая часть суммы, которую мы платим за билет, к самому перелету имеет весьма опосредованное значение. Сейчас расскажу подробнее. В России, если кто не в курсе, отменено государственное регулирование ценообразования на авиаперевозки. Это значит, что в цену билета включено огромное количество составляющих. Например, налог на добавочную стоимость (НДС). По мнению некоторых специалистов, если отменить обложение авиакомпаний НДС, то цена билета сразу упадет на 20%.
Кроме НДС в цену билета входит также много чего другого. Список всяческих сборов, которые мы оплачиваем из своего кармана, довольно внушительный. Это сбор за взлет/посадку воздушных судов, за аэронавигационное обслуживание, сбор на обеспечение авиабезопасности, за коммерческое обслуживание пассажиров, аэровокзальный сбор, метеосбор, сбор за груз и за оперативное техническое обслуживание. Также в стоимость билета входит величина местных налогов, за отмену которых не раз высказывался сам
глава Росавиации Александр Нерадько.
Если бы авиакомпании сами, из своих бюджетов, оплачивали все эти сборы, налоги, поборы и прочее, они совершенно точно были бы нерентабельны. В настоящее время, по словам главного редактора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, рентабельность авиаперевозчиков не превышает и
5 процентов. Понятно, что где больше рентабельность, там гораздо больше ресурсов для снижения цены на билеты. Но пока, как видите, это совершенно невозможно.
Во-вторых, в стоимость билета входит цена на авиатопливо. А топливо стоит немалых денег. Конечно, его цена не фиксирована, она как цена барреля нефти - то растет, то падает. Динамика стоимости авиатоплива, кстати, от цены на нефть во многом и зависит. А цена на нефть сейчас, как известно, растет.
Резкий скачок авиатолпива был зафиксирован, например, осенью 2010 года. Вот что написал по этому поводу тогда «Коммерсант»: «Несколько участников авиарынка сообщили «Ъ» о резком росте цен на авиакеросин. Действительно, по данным ИАЦ «Кортес», в ноябре оптовые цены на авиатопливо «на входе» в московских аэропортах увеличились до 19,4 тыс. руб. с учетом НДС, что на 7,7% выше, чем в летнем сезоне. Аэропорты ответили увеличением розничных цен на 5%, отмечают в «Аэрофьюэлз Групп». По данным компании, в ноябре цена керосина с услугой по заправке самолета в аэропортах московского авиаузла в среднем составит около
26,5 тыс. руб. за тонну без учета НДС».
В свете вышесказанного интересно высказывание Евгения Островского, владельца обанкротившейся после прошлого авиатопливного кризиса компании ТОАП: «На внутреннем рынке цена охотно ползет вверх, вслед за мировой. А когда мировая начинает падать, то наша цена застывает в ожидании следующего подъема».
Так что следите за ценами на топливо, от нее во многом зависит цена наших полетов. А вот вести с полей посвежее. В феврале уже этого года цены на авиатопливо
вновь выросли, что естественно ударило по кошелькам путешественников.
Кроме того, российские авиакомпании часто имеет в своем авиапарке устаревшие модели самолетов, потребляющие повышенное количество топлива. Поэтому у некоторый отечественных перевозчиков стоимость керосина в цене билета состоявляет почти половину.
В-третьих, в стоимость билета заложены амортизация самолета, а также зарплата летного состава и обновление самолетного парка. Вот, например, знаете ли вы, что при покупке самолетов за рубежом перевозчикам приходится платить таможенные пошлины, доходящие до 40% от стоимости летательного аппарата? И за все это платят пассажиры.
В свете всего вышеизложенного хочется сказать слово в защиту авиакомпаний. Все эти ввозные пошлины, сборы и прочее устанавливает государство, а не перевозчики. Перевозчикам нужно сохранить рентабельность, поэтому чтобы остаться на плаву, они повышают стоимость билетов, если повышается цена на топливо, размер каких-нибудь сборов и так далее.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на довольно высокую стоимость авиабилетов, самолет остается наиболее привлекательным средством передвижения. Никто не будет спорить, что летать - это, прежде всего, удобно. И, пользуясь услугами авиакомпаний, мы часто не экономим деньги, зато экономим время. Особенно это касается отпуска, когда не хочется терять драгоценные деньки и трястись несколько суток в жарком поезде. То есть мы платим за быстроту, комфорт и удобство. А за это, пожалуй, можно и заплатить :)