Питер О’Тул - талант, не знающий границ

Jul 27, 2012 13:01

Продолжаю трудиться на благо истории, моды и кинематографа - моя новая статья для электронного журнала «Retro Frame» посвящена актёру с талантом невероятного диапазона - Питеру О’Тулу.





Питер О’Тул - талант, не знающий границ

«Принимайте меня таким, какой я есть, или оставьте меня в покое»

«Не знаю насчёт других, но мне, чтобы творить, нужно ощущать эмоциональный предел.

Я очень счастлив, что я - актёр»

Питер О’Тул

Детство

На западе Ирландии есть красивейшее место под названием Коннемара, которое переводится, как «потомки моря». Коннемара мало заселена, а её пейзаж представляет собой торфяные болота, луга, множество небольших озёр, а также невысокие горы. На юге Коннемара резко обрывается в океан. Пейзажные виды Коннемары столь прекрасны, что, кажется, в таком удивительном месте могут рождаться только очень красивые и талантливые люди. Что ж, именно здесь и родилась будущая звезда кино и театра - Питер О’Тул, наделённый не только большим талантом, но и поразительной красотой.

Питер Шимус Лоркан О’Тул родился 2 августа 1932 года. Отец Питера, Патрик Джозеф О’Тул был букмекером и футбольным игроком, в нём так и бурлила горячая ирландская кровь. Мать, медсестра Констанс Джейн Элиот Фергюсон была шотландкой и тоже отличалась горячностью. От обоих родителей Питер унаследовал энергичность, решительность и, конечно, манящую, головокружительную красоту.

Когда мальчику исполнился год, семья переехала на север Англии, в город Лидс. Именно там Питер провёл всё детство и влюбился в театр.

Первую роль в театральной постановке Питер сыграл в 6 лет, в домашнем спектакле. Возможно, он активно участвовал бы и в школьных постановках, но начавшаяся Вторая мировая война не позволила мальчику проходить обучение до одиннадцати лет. Только в 1945 году, когда семья О’Тулов вернулась в Ирландию, Питера отдали в закрытый католический пансион.

Начавшееся было обучение, очень скоро закончилось. Горячий нрав не позволил Питеру мириться с наказаниями воспитательниц-монахинь, называвших каждый мелкий проступок «грехом» и применявших телесные наказания. Проучившись в пансионе меньше двух лет, упрямый и гордый Питер сбежал и уже в возрасте тринадцати лет начала сам зарабатывать себе на хлеб: работал грузчиком, конторщиком, ретушером у фотографа, курьером в газете. В это же время, Питер начал заниматься в различных любительских драматических коллективах.

Начало карьеры

Отслужив во флоте, Питер отправился в Стратфорд-на-Эйвоне, чтобы посмотреть хотя бы один спектакль в Шекспировском Мемориальном театре. На последние двадцать шиллингов он купил билет, чтобы посмотреть спектакль «Король Лир» со знаменитым Майклом Редгрейвом в главной роли. Спектакль так впечатлил О’Тула, что уже на другое утро он пешком отправился в Лондон, чтобы поступить в Королевскую Академию драматического искусства.

Пройдя обучение, Питер попал в бристольский театр «Олд Вик», где всего за три года сыграл 73 (!) роли, среди которых - Джимми Портер в тогда еще неизвестной пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе». Двумя годами позже он здесь же сыграет Гамлета - и его назовут «рассерженным Гамлетом». Бородатый, энергичный Гамлет Питера О’Тула станет кумиром целого поколения.

Полностью отдавшись работе в театре, Питер сыграл ряд блестящих ролей на сценах ведущих театров того времени, заслужив признание не только зрителей, но и режиссёров и продюсеров.



«Лоуренс Аравийский»

Активно задействованный в театральных постановках, Питера находил время и для кинематографа. С 1960 по 1962 год он снялся в четырёх фильмах:  «День, когда ограбили английский банк»,  «Похиещнный», «Невинные дикари».

В 1962 году Питеру исполнилось 30 лет. К этому возрасту, он уже был сильным и известным актёром, игравшим серьёзные роли. Именно в этом году режиссёр Дэвид Лин предложил Питеру роль Лоренса Аравийского в фильме, посвященном памяти британского разведчика, который во время Первой мировой войны поднял в турецкой части Аравии восстание арабов против Турции.

Для Питера О’Тула это была первая крупная роль в кино и он тут же начал подготовку к ней, досконально изучив мемуары самого Лоренса Аравийского и сорок книг, написанных о нём в Англии. Актёр также посетил место рождения Лоренса и пообщался с людьми, которые его помнили. Для того, чтобы ещё больше почувствовать своего героя, Питер изучил арабский язык и искусство верховой езды на верблюде.



Когда в мае съёмочная группа приехала в Иорданию, чтобы начать работу, она застала О’Тула ходящим в костюме бедуина, при этом арабы называли его тем именем, которым некогда их отцы звали настоящего Лоренса: Эль-Оренс.

Режиссёр Дэвид Лин, как и Питер, стремился к абсолютному совершенству. Поэтому перед началом съёмок, Питеру была сделана пластическая операция по изменению формы носа. Затем ему изменили цвет волос.

Питер, также с азартом работавший над ролью, внёс в сценарий целый ряд собственных эпизодов - и Лин не протестовал, полностью доверяя интуиции актёра.

Съёмки «Лоуренса Аравийского» проходили в невероятно тяжёлых условиях: раскалённая пустыня, где галлон воды стоил три доллара, вокруг - змеи и скорпионы. Условия жизни крайне трудные, а съёмки - опасные.

Работа над фильмом длилась больше года. Наконец, измученные и исхудавшие, участники съёмочного процесса прибыли в Англию.

Лоренс Аравийский стал одной из самых ярких ролей Питера О’Тула. За этот фильм Питер получил первую высокую награду - премию Британской киноакадемии. Он выглядел неотразимо, как в строгом английском мундире, так и в экзотических одеждах арабского шейха. Грандиозные батальные сцены во главе с героем, бесстрашно мчавшимся в бой на белом верблюде, вызвали бурный восторг у зрителей и уважение у критиков.

Заработав своим трудом и талантом статус звезды, Питер О’Тул поселился в старом лондонском районе Хэмпстед. Свой дом актёр украсил красивыми и изысканными вещами, да и сам Питер одевался необычно и даже причудливо. Присоединившись к аристократическому клубу «Гаррик», Питер вошёл в узкий круг богатых и знаменитых людей.

Годы расцвета и труда

С 1962 года карьера Питера О’Тула развивалась ещё стремительнее, чем прежде. Этот поистине талантливый актёр добился невероятных высот в овладении актёрским мастерством.

Состоявшееся в Лондоне в 1963 году торжественное открытие английского Национального театра началось с премьеры спектакля «Гамлет», поставленного художественным руководителем театре Лоренсом Оливье. Главную роль играл Питер О’Тул. Участие О’Тула обеспечило Национальному театру аншлаги уже на первых спектаклях.

Пытаясь расширить диапазон своих актёрских возможностей, Питер снимается в комедиях, например, в фильме «Что нового, киска?» по сценарию Вуди Аллена, где его партнёром оказывается известный комик Питер Селлерс.

Работая над разноплановыми ролями, Питер О’Тул открыл зрителю новое видение таких литературных героев и исторических персонажей, как Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи», Робинзон Крузо в экранизации романа Дефо «Человек по имени Пятница», король Генрих II в картине «Беккет».

Фильм «Беккет», снятый по пьесе Жана Ануя, стал ещё одной яркой ролью Питер О’Тула в кино. Через четыре года актёр снова исполнил роль Генриха II, уже в другом английском фильме - «Лев зимой», по пьесе Джеймса Голдмена. В обоих фильмах остро чувствуется глубокое проникновение актёра в роль, глубина и искренность его переживаний. В фильме «Лев зимой» партнёршей Питера стала великолепная Кэтрин Хепбёрн. В этой паре О’Тул казался олицетворением рыцарственности и чести, Хепберн - женственности и нежности.

Два «Золотых глобуса» заслуженно увенчали труд Питера О’Тула в этой своеобразной дилогии о Генрихе II.

Постоянно открывающий новые грани своих актёрских возможностей, в 1967 году Питер О’Тул сыграл непростую роль фашистского генерала в фильме «Ночь генералов». На экране его герой предстаёт настоящим исчадием ада, сексуальным психопатом, маньяком, запрограммированным на массовое уничтожение людей.

Затем последовал фильм совсем другого рода и совершенная другая роль, как всегда полностью прочувствованная и пережитая Питером - роль лорда Джека в фильме «Правящий класс». Здесь герой Питера -  представитель правящего класса, родовой английской знати, - сумасшедший. На протяжении фильма О’Тул демонстрирует две фазы его безумия.

Также поразительно и необычно раскрылся О’Тул и в пьесе Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек», сыгранной в Дублине, а затем в пьесе «В ожидании Годо» на прославленной сцене Театра Аббатства. Присутствовавшие на спектакле говорили о каком-то небывалом, неслыханном физическом превращении О’Тула в своего героя. Затем последовали не менее неожиданные роли психически травмированного войной простого парня, одержимого мыслью о возмездии фашистам за свершенные преступления в «Войне Мёрфи» и благородного Дон Кихота в «Человек из Ламанчи». В театре «Олд Вик» О’Тул создаёт ещё один запоминающийся образ - чеховского дяди Вани. В течение всех трёх месяцев, что шёл спектакль, публика стоя аплодировала О’Тулу в финале.

Для тех, кто знал Питера О’Тула хоть немного, его перевоплощения на сцене театра и в кино казались истинным чудом. В жизни этот удивительно многогранный актёр был весёлым малым, душой компании, обожающим розыгрыши, он прекрасно пел под гитару, а также не скрывал, что чудак и даже гордился своими причудами.

Проделывая невероятную работу над ролями в театре, О’Тул продолжал с успехом сниматься в кино. В середине 1960-х годов он работал каскадёром, что помогло ему при съёмках одного из лучших фильмов позднего периода «Трюкач».



Личная жизнь

Много и тяжело работая, Питер оказался подвержен тем же слабостям, что и многие звёзды кино и театра: долгие годы актёр страдал алкоголизмом, из-за которого заболел раком желудка. Почти все семидесятые годы он лечился и в итоге победил обе эти болезни. Операция по удалению желудка и борьба с алкоголизмом несколько сказались на его внешности - в эти годы он сильно постарел. Сам Питер говорит об этом так: «Выпивка является самым возмутительным из наркотиков, и именно поэтому я выбрал её».

Не смотря на серьёзные проблемы со здоровьем, Питер О’Тул был женат в течение двадцати лет на актрисе Шан Филлипс из Уэльса. В 1979 году они развелись, от этого брака у О’Тула две дочери: Кэйт и Патрисия.

Обе они стали актрисами. Также у Питера есть сын Лоркан - от бывшей модели Карен Саммерфилд.

Работа, работа и снова работа

В 1987 году Питер О’Тул вновь громко заявил о себе, сыграв в фильме Бертолуччи «Последний император» немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого. В тоже время Питера начали приглашать на роли в свои фильмы известные кинорежиссёры Нил Джордан («Веселые привидения») и Лина Вертмюллер («В ясную лунную ночь»).

Продолжая работу в театре и кино, О’Тул начал писать автобиографию, которая в итоге получилось такой объёмной, что её пришлось разделить на два тома. Первый том, названный «Целенаправленное блуждание» посвящён воспоминаниям о начале карьеры, а второй содержит истории о некоторых тёмных сторонах его восхождения к славе - ударах судьбы, вдохновенных взлётах, строптивых женщинах.

Вплоть до 1999 года Питер О’Тул играл ведущие роли в различных театрах Великобритании, Ирландии и США. Среди его заметных киноработ последнего времени - Приам («Троя», 2004), Казанова (сериал «Казанова», 2005), Мориц («Венера», 2006). В 1993 году Британский актёрский клуб назвал О’Тула лучшим театральным актером года.

Долгожданный «Оскар» и уход из кино

Жизнь часто преподносит неожиданные сюрпризы: не смотря на большой талант и полную самоотдачу в работе, Питер О’Тул стал известен как хронический неудачник премии «Оскар»: он номинировался на эту премию восемь раз, но не выиграл ни разу, уступая таким знаменитым актёрам как Грегори Пек, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро и другим.

В 2003 году Американская академия киноискусства наконец удостоила его почётной премии за вклад в развитие кино, и первоначально Питер отказался принять награду, однако, потом изменил своё решение и появился на церемонии.

После получения долгожданного «Оскара», Питер О’Тул снимался в кино ещё 9 лет. 10 июля 2012 года 79-летний актёр объявил об окончании кинокарьеры: «Заинтересованность к этому покинула меня и моё сердце; она уже не вернётся. Моя карьера принесла мне всеобщую поддержку, эмоциональное свершение и существенный комфорт. Она свела меня со многими чудесными людьми, хорошими товарищами, с которыми я разделял неизбывную судьбу множества актёров: взлёты и падения. Тем не менее, я считаю, что каждый сам должен решать за себя, когда уйти в сторону».

Не смотря на недавний уход из кино и преклонный возраст, сейчас Питер О’Тул работает над двумя новыми проектами: «Mary Mother of Christ» и «Katherine of Alexandria», которые выйдут на экраны в 2012 и 2013 годах.

Для этого человека с неуёмной энергией и талантом невероятного масштаба, жизнь в 80 лет только начинается!

Текст: Ольга Русакова




















ретро, статья, retro frame, питер о'тул

Previous post Next post
Up