Первая -
тутВторая -
там В прошлой части закончил на католических храмах времен начала португальской колонизации. Ну и чтоб закрыть тему, одна фотография внутреннего убранства:
Как весьма неполиткорректно подметила моя спутница: "В Храме Христа Спасителя красивее." Заметьте, центр помещения вымощен каменными плитами. Если я правильно разобрался в древнепорутгальском? это надгробные плиты. Поэтому они огорожены. Ещё бы. Кому понравилось бы, чтоб по ним ходили.
Ещё в Старом Гоа есть археологический музей, который особенно запомнился мне четырьмя вещами. Первое: смехотворный вход в ценой в 10 рупий. (В Индии, вообще, все государственные туристические и просветительские учреждения: музеи, выставки, парки и пр., которые мне попадались на пути, брали за вход какие-то смешные деньги, и часто у кассиров не находилось сдачи с крупных купюр. ). Второе: Бешенное количество Ганешей, Шив, Хануманов и прочих статуй более или менее известных индийских богов разных эпох, откопанных в той или иной части штата Гоа. Третье: Портреты маслом всех португальских генерал-губернаторов, а их было много, не меньше чем Ганешей. Четвертое: то что всё это запрещено снимать на фото даже за деньги. Кроме музея, запреты на фото- и видео- съёмку я встретил только внутри индуистских храмов.
Как я уже писал, у меня с таксистом была устная договорённость отвезти меня после католических церквей в индуисткие храмы на свой выбор. Кстате, таксист у меня был индуист, и у него на приборной панели стояли две маленьких пластмассовых фигурки Ганеши, прям как у нас иконостасы люди клеят. Ну я у него и спрашиваю: "Ты индуист по вероисповеданию?" А он: "Ес, ес, индуизм. Айм траст ин Ганеш". И при этом, знаете, пальцы на руках так сложил - типа "харе кришна", аж руль выпустил. Больше я у него про религию не спрашивал, ибо ну его судьбу испытывать - без руля ездить по индийским дорогам. Я тогда помню задумался: "Странные люди, верят в чувака со слоновой головой.". А потом вспомнил, что в христианстве люди верят в чуваков с лебедиными крыльями за спиной. Так почему индийцам не верить слоноголовьего бога. Вот так Ганеша стал самым любимым моим индийским богом.
Так же наш таксист, как преданный верующий, оббибикивал все храмы и различные священные места и статуэтки (не знаю как правильно они называются ) мимо которых он проезжал. Такую преданность оббибикованию барханов я раньше встречал только у бурятов. Да хранит их Будда и питают их буузы.
Ещё наш таксист, как я понял из его интонаций не очень любит индийских христиан. Не знаю почему, по мне так весёлые люди, можно иногда встретить вот такого психоделического Иисуса:
Необычное христианство. Христианство с явным наложением присущих только индуизму традиций. С благовониями, цветами, гирляндами и пр.
.
Иногда идёшь, видишь статуэтку в стене, ну или на обочине дороги, явно религиозного назначения, и вот пока не подойдёшь и поближе не рассмотришь, с первого раза и не различишь, кто это. То ли Шива, то ли Парвати, а на самом деле окажется, что это Дева Мария с младенцем.
Ну ладно теперь про храмы. Таксист, которого звали Бабу, сказал, что отвезёт нас сначала в какой-то деревенский храм, где туристов мало. А потом в самый большой в Гоа. Чтоб мы, так сказать, почувствовали разницу. По пути остановился и сказал: "Лук. Зис из пайнэпл плантс. Ван грасс - ван фрут евери ер". А я сзади перевожу: "Ананасовая плантация. Один куст даёт один фрукт каждый год". Он слышит и такой: "О, на вашем языке он называется ананас? На нашем тоже." Говорит: "На ананасовых плантациях встречается много змей". Я спрашиваю: "Пойзон?". - "Бывают и пойзон. Тебе нравятся змеи?". А я теряюсь и даже не знаю, что на такой вопрос ответить. "Только когда по энимал плэнет показывают", - говорю.
Ананасовая плантация:
Ну вот подъехали к этому сельскому храму. А я не знаю как себя вести. Спрашиваю, мол внутрь можно заходить? Говорит: "Заходи, смотри, ничего не трогай и ботинки на входе сними." Внутри храмов фотографировать нельзя. Но я всё таки в одном сфотографировал, потом покажу. Во многих храмах при входе стоят доски явно с указанием прейскуранта цен на индийском языке на какие-то ритуальные услуги. Вот к примеру (это другой храм):
Там видно доску. Внизу её данный прейскурант. Некоторые услуги недешёвые по местным меркам.
Сам храм состоял из трёх отделений. Одно ещё стоилось. Второе посвящено одному богу, боюсь ошибиться какому. Вот ему, если вы в них разбираетесь:
.
Второе - моему любимому Ганеше. В алтарной части стояло его статуя. Возле неё сидел служитель и выполнял какие-то процедуры. Разливал что-то по чашечкам, что-то поджигал и пр. Увидав, что иноверцы оскверняют взглядом сие таинство, взял и задёрнул Ганешу занавеской. На занавесках, кстате, тоже был нарисован Ганеша.
В этом же храме я увидел самый адский девайс, который я когда-нибудь встречал за свою недлинное пребывание в Индии. Вот он перед чайником:
Чтобы объяснить, что меня так удивило в этой неудивительной на первый взгляд вещи, я начну с предистории. Едем мы однажды в Индии по автотрассе и на пути нам встречается информационный плакат примерно с таким содержанием: "Водитель! Внимание! Ведутся работы по расширению дороги." Подъезжаем, и вот эти работы по расширению дороги заключаются в следующем: четыре женщины и два мужика обыкновенными тяпками снимают дёрн с обочины. Едем там же через два дня. И эти же два мужика и четыре женщины пластмассовыми тазиками,примерно с такими с которыми мы ходим в баню, растаскивают привезённый самосвалом гравий по обочине, с которой они позавчера снимали дёрн. То есть про что я. В Индии всё делается руками. Дороги, Дома. Хоз. работы. Плантации сахарного тростника возле сахарной фабрики тоже убирают руками полностью. Ездит мусоровоз, внутри него сидит живой прессовщик, который руками и ногами прессует мусор загружаемый из мусорных баков и контейнеров.Ну или вот к примеру. Гляжу, поднимается медленно в гору индийка, везущая хворосту воз:
И каково было удивление когда это шутка, заинтересовавшая мой инженерный ум, вдруг ни с того, ни с сего заработала.Громко. На всю округу. Я сначала перепугался, но потом даже видео снял на свою Нокию 3310:
Click to view
Получается, что рыть траншеи и возводить мосты и плотины руками это в порядке вещей, но вот в храме должна быть такая приблудина, которая автоматически сама б звонила в колокола. Не удивлюсь, что там внутри контроллер стоит, к котором зашита программа активирующая в определённые моменты перезвон в зависимости от фазы луны. В общем, меня как автоматчика и по профессии и по образованию эта вещь не оставила равнодушным.
Второй храм. Как я уже говорил, таксист сказал, что этот будет типа самым большим в ГОА. " Но вы, - говорит, - внутрь не входите. Так волкинг ниа, волкинг эраунд. Бат но ентри, мол, и всё." "Но энтри так, но энтри. Вас индусов не поймёшь. В деревенский можно, а в самый большой нельзя." И пошли мы к этому храму. По пути девочки и женщины всякие атрибуты продают. Цветки, гирлянды. Клянчат: "Купи, купи, недорого, для обрядов жизненно необходимо". А я ни то что в индийских обрядах, я даже в наших православных путаюсь. Захожу однажды в церковь свечку поставить. Зажигаю. При этом потушив случайно и свою и пару соседних. Волнуюсь, неудобно - вдруг ни так, что делаю. Но вроде всё нормально, всё разгорелось. Подходит какая-то бабушка: "Когда у вас молодой человек утрата была?" Я: "Какая утрата?" Она: "Вы за упокой же поставили?". Я: "Сплюньте. За самое что ни на есть здравие." Она: "Но это место для заупокойных свечей." На небесах, - говорю, - разберутся.
А тут мне что-то индуисткое обрядное толкают. Не, не буду. Вдруг, что по-серьезному не так сделаю, забьют же камнями на радость танцующему Шиве. Не купил. Подхожу к самому входу в комплекс и вижу, что оттуда выходит белый турист с фотокамерой на шее, а до этого мне действительно одни индусы по пути попадались. И думаю: "Почему этому можно с такой дурой зеркальной ентри, а мне с моей нокией - но ентри." Пойдём-ка. Обувь сняли, зашли. Ходим по территории. Раз уж с территории не выгоняют, то можно и в сам храм зайти попробовать. Захожу. Индусы молятся своим богам. И тут на меня падает взгляд местного монаха. Подбегает: "Вере а ю фром?" - "Раша!" - "О! Руссо туристо облико морале!". Так прям сказал, я не вру и не приукрашиваю. Индуистский монах внутри индуистского же храма. Хуле, наши постарались. Юмористы. Такое уже не первый раз мне там попадалось.
Я уже встречал на пляже массажиста, который говорил: "Меня зовут Николай. Сиди дома не гуляй." А самое смешное было, когда я однажды лежал загорал, и тут меня кто-то вдруг потрогал за ногу. Я переворачиваюсь, стоит девушка чёрная как смоль. И вот эта девочка-уголёк говорит мне на русском: "Здравствуйте, меня зовут Света. Давай посмотрим мой маленький магазин." Света! Забавно, чо. Я тоже в свою очередь научил одну про: "Замечательный мужик меня вывез в Геленджик", но об этом в другой части. Сейчас о храмах и монахе.
Так вот монах говорит: "Руссо туристо облико морале. Спик инглиш?" - "Ес оф коуз" - "Ок. Я буду вашим персональным гидом. Идём за мной." Вывел нас из храма и повёл куда-то к сараям. Мне уже страшно, думаю куда это он нас ведёт. А он на английском чешет про то, когда был построен этот храм, чему он посвящён, что в марте тут у них проводится какой-то фестиваль с колесницами и завёл в какую-то арку, где эти самые колесницы и дожидаются своего часа. Потом говорит: "Что вы тут рты разинули, давайте фотографируйте, ведь вы же мол туристы, вам положено фотографировать." Ну вот я его и сфотографировал:
"Сфотографировал? Неплохо бы теперь, - говорит, -и денежку дать. За персональные услуги " Вытаскиваю с карманов мелочь. Ровно 80 рупий. Даю. "Мало. Нужно больше." И улыбается. Ну ладно. Держи ещё 100. Доволен. Милости просим в марте на фестиваль.
Вышли. Пошли по направлению к такси. По пути попался ещё один храм. На входе сидит юноша. Я говорю: "Мэй ай камин?". Головой покачал. ( А я вам совсем забыл рассказать. Подождите сейчас в пайнте нарисую. см. рисунок)
У нас повороты головой, когда подбородок по переменке движется от одного плеча к другому - означают "Нет". В Индии покачивания головой, когда подбородок остаётся на месте, а уши по переменки приближаются к плечам, означает: "Да." По началу можно путаться.
Так вот и я в этом случае запутался. Спрашиваю: "Вай нот?". А он опять головой качает и на ботинки показывает. Мол только обувь сними. Ясно. В этом храме почему-то людей кроме нас не оказалось и внутреннее убранство сфотографировал. Вот, как и обещал. Хотя это был не храм, а какая-то часовенка.
Третий храм, в который он нас повёз, судя по всему оказался закрыт на обед. Точно не уверен, но там на входе на табличке было по ихнему написано что там что-то с 13-00 и по 14-00. И никого не было. Наверняка обед. Сфотографировали снаружи.
Вот так вот я поездил по индийским храмам. Но что-то опять много сильно выходит, а я так до ничего интересного ещё не дошёл. Ни о том как торговался на рынках, ни о том как в тибетском ресторане дегустировал индийскую водку, сделанную из кешью и кокосов, а надегустировавшись орал что-то про свободу Тибету и про то, что неплохо бы далай-ламу 14-го избрать в Бенедикты 12-ые. Но это совсем другая история.