Странно это, странно это.. неужели таки групповой отбор? Или короткий переходный процесс?

Sep 24, 2014 11:19

Вадим Проскурин вытащил на свет интереснейшую историю эволюционного приспосабливания, которая уж очень напоминает групповой отбор, что так убедительно гнобил Доккинз ( Read more... )

чудеса науки, задачка

Leave a comment

allter September 24 2014, 15:29:00 UTC
На самом деле, я лично не вижу особой разницы. Докинза особо не читал (только неорганизованными отрывками). Но, судя по вики, критерий, важный для многих, - именно в разнородности членов эволюционирующей группы.

Поддерживаю точку зрения, что нужно быть терминологически более корректными. Фраза "развитие
популяций стремится к эволюционно стабильным стратегиям" про "ЭГ" из википедии вводит в заблуждение в том, что читателю начинает казаться, что подразумевается, что "развитие популяций", "ген" - это разумный агент, который может куда-то целенаправленно стремиться. На самом деле, "организмы не эволюционируют, организмы дохнут" - и то, что одни гены "развиваются", а другие лишь "отсвечивают" в качестве окаменевших останков, - лишь видимость у наблюдателя.

Т.е., насколько я понял определения из википедии, групповой отбор - это не генетический в смысле генов в ДНК отбор, а меметический (и о последнем Докинз, вроде, писал). К примеру, соэволюцию ядер человеческих клеток и митохондрий последних - можно рассматривать как групповой отбор (?). Т.к. генетически практически ничего общего, а за счёт того, что клетки с кривым соотношением параметров митохондрий и ядер дохнут (либо индивидуально из-за несовместимой с жизнью клетки деятельностью компонентов, либо в составе организма-носителя, из-за того, что в мышцах не хватает энергии для бега от хищника, к примеру), то и получается, что у людей вообще только одна единственная "митохондриальная Ева", тогда как для других видов эволюционировала отобралась другая группа (по крайней мере, с другой мДНК) - другое сочетание параметров.

На самом деле я не вижу, почему эволюция должна останавливаться (или переставать рассматриваться) за пределами клетки. Человек эволюционирует одновременно с микрофлорой кишечника и лобковыми вшами. И не факт что лобковые вши в сочетании с человеком давали какое-то особое преимущество (как например рыбы-прилипалы у акул)... Просто вши заняли определённую экологическую нишу, также как некогда динозавры заняли нишу в тёплых и сочных доисторических лесах.

> Обычные рабочие/боевые особи муравьев вообще не участвуют в размножении, а жертвы со стороны размножающихся особей.. есть ли они?

Думаю, жертвы среди размножающихся - лишь следствие гибели большого числа рабочих. Т.е. если рабочие не будут умирать ради выживания муравейника, то начнутся проблемы с питанием, популяция муравейника уменьшится и даже если муравейник не умрёт сам, то его разорят муравьи соседнего и ген не-альтруизма умрёт с маткой.

Reply

ну Вы и накрутили... neo_der_tall September 24 2014, 15:41:59 UTC
Я лично так вижу принципиальную разницу между групповым отбором и эгоистичным геном:

если появляется ген, который значительно способствует выживаемости и развитию популяии в целом, но при этом особь-носитель гена сама лично в абсолютном значении снижает репродуктивность, то..
- согласно групповому отбору, этот ген закрепится в геноме
- согласно эгоистическому гену, этот ген постепенно пропадет.

Вы так же понимаете?

Reply

Re: ну Вы и накрутили... allter September 24 2014, 20:45:08 UTC
Нет, не также... Насколько я понял, освежив знания через гугл, под групповым отбором понимают именно отбор разнородных групп. И перед Докинзом альтруизм объяснялся именно через групповой отбор. И Докинз как раз выступал против такого объяснения, а не против группового отбора в целом.

Соответственно, я считаю, что в природе работает и генетический отбор и групповой. Причём групповой как с неосознанной мотивацией ("ааа! за родину! я брошусь на этот дот! [у нас в группе принято жертвовать собой ради общего дела]"), так и с мотивацией через интеллект ("передай моей жене, что я её люблю [а если я не брошусь на дот, то погибнет весь отряд и она не узнает]"). И, разумеется, групповой работает гораздо медленнее, т.к. жизнь групп часто более продолжительная, чем жизнь индивидов, соответственно и отбраковываются группы медленнее.

(upd: в оригинальной статье об этом и сказано: "Таким образом, общее направление эволюции социальных видов определяется как сумма двух векторов - наверняка разнонаправленных, и, возможно, более чем двух, если имеются несколько уровней социализации.")

К тому же, что касается биологического механизма генопередачи, то у земных биологических организмов, разные особенности кодируются как правило несколькими генами. Так что возможно, что и согласно эгоистическиму гену, этот ген хоть и выключится, но будет присутствовать в хромосомах (возможно, проявлясь в каких-то промиллях организмов), так что если тяжёлые времена снова настанут, он с большей лёгкостью размножится и проявит себя. (upd: в исходной статье пример на эту тему: "Ко всеобщему удивлению, оказалось, что гены, контролирующие цвет подбородка, и как минимум три других гена, детерминирующих поведение, не сцеплены, а расположены в разных участках генома.")

Но да, я считаю, что когда паразиты вымрут, сверчки достаточно скоро станут стрекотать в большинстве.

(upd. прочитал оригинальную статью в гуглокэше и она укрепила меня в моей т.з.)

Reply

Re: ну Вы и накрутили... allter September 25 2014, 06:49:43 UTC
P.S. Оказывается, я читал не оригинальную статью, а другую на том же сервере (нашёл по гуглопоиску "докинз групповой отбор":

http://elementy.ru/lib/430614

GC: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Felementy.ru%2Flib%2F430614&ei=9bcjVLCeJ8PiywOPnIKgBw&usg=AFQjCNFX6O4ITmqugqMdCEEAAGG3qPf5Zw&sig2=5vK6p2U3SnJHy77IuXFoOA&bvm=bv.76247554,d.bGQ

А в оригинальной статье вообще нет никаких данных: подвергали ли они вообще голосистых сверчков ДНК-анализу (сказано только про сверчков с мутацией). Соответственно, почему-то не исключён вариант, что голосистые сверчки - выжившие сверчки старого вида...

Reply

ага. тоже не так прочитал. neo_der_tall September 25 2014, 08:23:48 UTC
Да, если выжившие сверчки старого вида, то вопрос снимается (я апдейт написал).

Reply

да нет, скорее в таком же.. neo_der_tall September 25 2014, 08:22:51 UTC
По сути, Ваше "групповой работает гораздо медленнее" и означает что он не работает 8) Смотрите - что такое "работает отбор"? Это когда в генах закрепляется полезное свойство. Если групповой отбор работает гораздо медленнее индивидуального, то это скорее модуляция на главной функции. Она будет слегка искажать серьезные движения, что задает индивидуальный отбор. При этом - сильно отставая.

Reply

Re: да нет, скорее в таком же.. allter September 25 2014, 09:00:36 UTC
Групповой отбор работает, когда r * b + b_г > c из статьи, по ссылке в соседнем моём комментарии... Групповой отбор не может быть "модуляцией на какой-то функции" - он вызывает возмущения на функции fitness_г( t ), которая в свою очередь зависит от функций i-х членов группы fitness_г_i( t ), но не факт, что линейно.

Reply

тогда это вопрос интерпретации neo_der_tall September 25 2014, 09:09:18 UTC
При таких условиях, это вполне объясняется отбором типа "эгоистический ген" и противоречия нет.

Reply


Leave a comment

Up