Вопросы Махашуньянанты
Из Тантры Ваджрная Суть
(на тибетском известная под названием Нелуг Ранджунг)
Терма, открытого Дуджом Лингпа
Потом бодхисаттва Махашуньянанта почтительно поклонился перед Бхагаваном и, со сложенными вместе руками, попросил: "О Учитель, Бхагаван, чтобы все чувствующие существа могли освободиться от океана страданий обыденного существования и достичь состояния освобождения, пожалуйста, даруй нам глубокие, практические наставления для достижения состояния полностью совершенного Будды Самантабхадры за одну жизнь и в этом теле."
Учитель ответил: "О Махашуньянанта и все собравшиеся здесь, слушайте! Великий, высочайший путь, приводящий всех чувствующих существ к этапам (бхуми) и путям освобождения, называется быстрым путем ясного света Великого Совершенства. Это самая высочайшая из всех Дхарм, синтез всех путей, конечная цель всех колесниц и обширная сокровищница всех тайных мантр. С этим путем встретятся только те, кто различными способами накопили обширные собрания заслуг в течение неисчислимых эонов. Такие существа неоднократно выполняли обширные устремления к достижению состояния пробуждения и ранее искали путь посредством других колесниц, тем самым заложив отпечатки, ведущие к этому пути. Никто другой не встретится с этим путем. Почему? Даже если люди, не имеющие такого блага, находятся там, где данная колесница объясняется и слушается, вследствие того, что они находятся под влиянием неблагих действий, и вследствие силы могущественных, хитрых мар ментальных омрачений, их умы будут в дикой местности, 2500 миль вдали оттуда. Эти несчастные слуги мары, с их извращенными устремлениями, действуют вопреки этой глубокой Дхарме и реагируют на нее бранью, ложными предположениями, отвержением, завистью и тому подобным.
С другой стороны, вошедшие во врата этой Дхармы и осуществляющие её смысл, никогда не встретятся чаще, чем звезды днем. Некоторые, войдя на этот путь, после небольшого изучения и обретения малого понимания, оставят его и собьются с пути. Не занимаясь духовной практикой, они встретят смерть как обычные существа и не достигнут освобождения.
В общем, чтобы вступить и практиковать согласно этой колеснице, вы должны обладать всеми следующими качествами:
- вера в Дхарму и своего гуру;
- непоколебимое доверие к пути;
- твердое памятование о смерти и распознание того, что составные явлений непостоянны, вследствие чего к обыденным делам вас влечет мало;
- удовлетворенность в отношении еды, богатства и наслаждений;
- ненасытность в отношении Дхармы, вследствие усердия и решимости;
- безропотное объединение своей жизни и духовной практики.
Когда, такие люди, обладающие стабильностью ума и не хвастающие количеством месяцев и лет практики проведенной в ритрите, видят эти врата и приступают к практике, они несомненно достигнут высшего состояния Будды Ваджрадхары в этой самой жизни. Про другие колесницы говорится, что после собрания накоплений и очищения омрачений в течение трех бесчисленных эонов, вы, в конечном итоге, становитесь пробужденным. Тем не менее, по причине кармы, ментальных омрачений и привычных наклонностей накопленных в течение эонов, пока существо проходит сквозь множество жизней, влияния различных мыслей и действий затрудняют встречу с путем накопления и очищения. Тщательно подумайте над этой ситуацией, и вы придете к точной уверенности.
Как бы то ни было, в настоящее время, вследствие превосходных кармических связей из прошлого, вы обрели драгоценную человеческую жизнь с его свободами и дарованиями, и вы встретили высочайшую из Дхарм, тайную мантру, Ваджраяну. Сейчас не время надеяться накопить заслуги в течение длительного времени, пока вы, в конечном итоге, не достигните пробуждения. Напротив, вы должны познать основу собственного существа посредством восприятия природы сугатагарбхи, изначальной основы, являющейся путем к освобождению в этой жизни. Помимо этого, учения, связанные с возможностью достижения состояния освобождения в результате накопления множество кармы из одной жизни в другую, эффективны для принесения временного счастья в умы чувствующих существ, но достижение состояния будды посредством них чрезвычайно трудно. Подумайте над тем, что, возможно, такие учения имеют всего лишь условный смысл."
Бодхисаттва Махашуньянанта прокомментировал: "О Учитель, Бхагаван, освобождения можно достичь посредством приложения усилий в этой жизни к благим, расширяющим ум, мыслям и к благим действиям тела и речи, и затем, в некотором будущем, посредством практики воззрения и медитации ясного света Великого Совершенства, ваджрной сути тайной мантры. Но говорится, что сложно достичь освобождения посредством практики только лишь в этой жизни. Более того, говорится, что существа, обладающие узким умом, такие как шраваки и пратьекабудды, не могут постигнуть глубокую и обширную Дхарму Ваджраяны. Так ли это или нет? Если это так, раз могут быть различия в качестве и вместимостях умов чувствующих существ, тогда узкие умом, чтобы стать существами класса Махаяны, вынуждены были бы расширить свой ум, и некоторые существа не смогли бы расширить свои умы в достаточной мере. И если бы это было так, тогда такому существу придется обрести некоторую тайную мантру где-то не в собственном потоке ума. И в таком случае, я не знаю что бы это значило. Учитель, пожалуйста, объясни!"
Он ответил: "О Махашуньянанта, если в этой жизни ты пришел с этим вопросом к вратам Тайной Мантры, и если ты обладаешь стойкой верой в нее и имеешь сильный, непоколебимый энтузиазм, тогда время для практики пришло. Когда, обладающие благой удачей, люди встречаются с вратами глубокой Тайной Мантры, помимо просто стойкой веры, у них не будет ничего другого, никакого ясновидения, знаков или благоприятных обстоятельств, чтобы они посчитали, что время для практики тайной мантры пришло. Как только вы обрели человеческую жизнь, встретили гуру и Дхарму тайной мантры, если это не время для практики Великого Совершенства, то в следующей жизни точно не будет какого-либо более подходящего времени, чем это. И не то чтобы шраваки, пратьекабудды, обычные существа и прочие слишком узки умом. Напротив, вследствие их прошлой кармы, они не встречаются с вратами тайной мантры. Или если даже они встречаются, у них нет веры, и по причине духовной лени и отвлечения они не практикуют.
Знай, что это никак не связано с вместимостью умов людей. Не думай, что есть различия во вместимостях умов всех чувствующих существ. Омраченных эгоизмом, я учил, что посредством открытия своих сердец, без заботы о личной выгоде, ко всем чувствующим существам они воспримут недвойственность себя и других."
Махашуньянанта продолжил: "О Учитель, Бхагаван, раз это так, могут ли они расширить свои умы посредством медитации на глубокой тайне Великого Совершенства? Или, даже если они медитируют на Великом Совершенстве, должны ли они развивать бодхичитту какими-то другими средствами? Учитель, пожалуйста, объясни!"
Он ответил: "О сын благородной семьи, это Великое Совершенство является колесницей непревзойденного плода. То, что проявляет великую реальность, пронизывающую всю сансару и нирвану, называется абсолютной бодхичиттой. Только это тебе следует постигнуть. Так называемая измышленная "бодхичитта", это состояние в котором практикующий воспринимает себя в качестве медитирующего, а других чувствующих существ в качестве объектов медитации. Такое отношение так же ограничено, как и чашка. В просторе Великого Совершенства, изначальной природе великой равностности сансары и нирваны, способ существования основы познается точно так как есть посредством великой, всеведающей изначальной мудрости. Разговоры о бодхичитте большей, чем восприятие великой, всевидящей изначальной мудрости, подобны тому, как будто у вас уже есть вода, а вы все равно говорите, что должны найти воду в другом месте.
Изначально чистая основа, великая реальность, пронизывающая всю сансару и нирвану, это бодхичитта. Не зная этого, просто добро сочувствия и любви, которые родители испытывают к своим детям, это объективированное, концептуальное состояние ума. Опираясь только на это, можно устремиться к благому перерождению, но надеяться, что это приведет к состоянию будды, так же бессмысленно, как надеяться, что сын бесплодной женщины станет домохозяином."
Бодхисаттва Махашуньянанта попросил: "О Учитель, Бхагаван, пожалуйста, раскрой глубокий, освобождающий учеников, путь!"
Он ответил: "О сын благородной семьи, множество врат в город великого освобождения проявляется как множество путей искусных средств и мудрости. Но, в конечном итоге, взятие ума как путь, это поиск подлинного пути, и, как только основа будет распознана, практикующий может взять абсолютную реальность как путь. Среди этих двух, вот способ, каким образом ум берется как путь.
В самом начале, ученики, держащие самайи, тренируют свои умы в обычных, внешних предварительных, а именно в четырех мыслях, поворачивающих ум, и в необычных, семи внутренних предварительных. После завершения данных практик, вот способ для прохождения этапов основной практики поиска пути.
Прежде всего отправься в полностью изолированный лес, соверши молитвы к своему гуру, объедини свой ум и ум своего гуру, потом ненадолго расслабься. О Махашуньянанта, среди твоего тела, речи и ума, кто является главным? Кто является действующим фактором? Скажи мне, кто является неизменным, автономным правителем? И тогда, к великому благу учеников, действия обучения, слушания и природа наставлений станут совершенно ясны."
Тогда Бодхисаттва Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, тело создано умом. Когда, после смерти, материя и сознание разъединяются, ум следует за собственной кармой и снова омраченно цепляется за видимость тела. Более того, собственное тело в состоянии бодрствования, собственное тело в состояния сна и собственные тела жизней, следующих за этой, все они созданы умом цепления за самосущность. Они являются временными трансформациями, которые никогда не существовали, кроме как всего лишь проявления ума. Следовательно, раз ум, это всесвершающим правитель, он является самым важным.
Тело без ума, это не более, чем труп, поэтому у него нет силы. Когда тело и ум разъединяются, переживания радости и печали, достижение состояния будды или блуждание в трех мирах сансары, все это вследствие омраченности ментального сознания относительно объектов. Поэтому ум определенно является действующим фактором.
Аналогично с речью, какие бы видимости вокализации не возникали, они не более, чем проявления ума. Речь не имеет никакого существования, кроме как проявление вокализации, созданное концептуализацией ума, поэтому ум является самым важным. Когда тело, речь и ум разъединяются один за другим, ум продолжается, тело становится трупом, а речь вообще исчезает, поэтому ум определенно является самым важным.
Вот способ, которым тело, речь и ум утверждаются как неразличные. В практике стадии зарождения, собственные тело, речь и ум считаются проявлениями ваджрных тела, речи и ума выбранного божества. Посредством этого обычные тело, речь и ум очищаются и достигается пробуждение. Если бы они были раздельными, неизменная ваджра тела и беспрепятственная ваджра речи остались бы позади, когда ум притянут в другое место. В таком случае, при разделении трех ваджр на части, разве божество не исчезнет? Поэтому, вместо того, чтобы быть различными, познается один вкус множества. Таким образом, эти трое есть ни что иное как ум, они познаются как только ум, и это является лучшим и высшим пониманием."
И снова Учитель спросил: "Есть ли у тебя, всесвершающего правителя, форма или нет? Если есть, то на форму какого вида существ ты похож? Есть ли у этого правителя глаза, уши, нос, язык, ментальное сознание или нет? Если есть, тогда где они существуют сейчас? Чем они являются? Более того, обладаешь ли ты круглой, прямоугольной, полукруглой, треугольной, многосторонней или какой-либо другой формой? Ты белого, желтого, красного, зеленого или смешанного цвета или нет? Если это так, тогда дай мне непосредственно увидеть это моими глазами или коснуться этого моей рукой!
Если ты пришел к выводу, что ничто из этого не существует, может быть ты попал в крайность нигилизма. Поэтому, покажи мне подлинную природу сансары и нирваны, радости и печали, проявлений и ума и всех их основных причин."
Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, у Я нет формы, поэтому оно пусто от формы. Аналогично, у него нет звука, запаха, вкуса, ощущения или ментальных свойств, поэтому оно пусто от каждого из них. Оно пусто от формы и цвета. Глаза, уши, нос, язык и ментальное сознание, все они определенно не обладают существованием вне ума. Не сводя их нигилистическим образом до несуществования, неопределенные проявления сансары и нирваны возникают подобно иллюзиям фокусника. Таким образом я пришел к выводу, что действующий фактор обладает только качеством непрерывности."
Бхагаван спросил: "О Ваджра Ума, скажи мне, когда ты впервые проявился, из какого источника ты произошел? Произошел ли ты из земли и воды, из огня, из воздуха и пространства или произошел ли ты из четырех основных направлений, из восьми направлений, из верха или из низа? Исследуй место возникновения и то, что возникло, проанализируй их оба! Подобным образом, исследуй место, где ты пребываешь сейчас, и чем ты являешься, проанализируй их оба!
Если бы так называемый ум находился в голове, то, например, когда нога пронзалась бы шипом, не было бы причин для опыта острой боли. Если бы ум находился бы в ногах, то, почему возникнет дискомфорт, если ампутировать голову и другие конечности? Предположи, что ум находится во всем теле. В этом случае, если в уме возникло невыносимое страдание, когда вовне кусок одежды, кружка, дом и другое имущество было отобрано другими или уничтожено и тому подобное, ум вынужден был бы находится в них. Если бы ум находился внутри, не было бы никого, кто отождествлялся бы с вещами снаружи. Если бы ум находился снаружи, не было бы никого внутри, чтобы цепляться за тело. Если верно, что ум сейчас находится в теле, тогда где он будет находится, когда он отделится от тела? На что он будет опираться?
Прямо укажи на тело, лицо и местоположение того, кто присутствует. Исследуй местоположение и окружение, а также размеры и прочее того, кто присутствует. Наблюдай! В конечном итоге, ты должен исследовать акт передвижения и того, кто движется, поэтому наблюдай пункт назначения, само перемещение и точку отбытия ума, всесвершающего правителя, и смотри как он движется. Если ты увидишь акт передвижения и того, кто движется, покажи мне размер того, кто движется, его форму и цвет."
Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, у меня нет глаз и, вследствие их отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как форма. Подобным образом, у меня нет ушей и, вследствие их отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как звук. У меня нет носа и, вследствие его отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как запах. У меня нет языка и, вследствие его отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как вкус. У меня нет тела и, вследствие его отсутствия, нет чего-либо, что проявлялось бы как ощущение.
Следовательно, поскольку у меня отсутствуют пять органов чувств и их объекты, нет Я, которое бы возникало. Если не установлена реальность того, кто возникает, с этого момента и впредь, реальность так называемого ума также не установлена и, соответственно, ум не существует. До этого момента, должно было быть что-то, обладающее признаками, называемое "эта сущность". Поскольку Я, это безначальная пустота, источник моего происхождения пуст. Касательно поиска места происхождения, земля является чем-то, что я создал. Аналогично, все явления, включая воду, огонь, воздух и пространство, все они ничто иное, как всего лишь проявления цепляния за самосущность. Из этого вытекает, что то Я, что возникает, нигде не обнаруживается.
Я, это нелокальная природа пустоты, поэтому нет места, где бы я был. Касательно так называемого тела: раны, опухоли, зобы, язвы и прочее могут возникнут в теле, проявляющемся в состоянии бодрствования, но их нет в теле сновидения. Хотя может казаться, что тело и конечности во сне поразили раны, опухоли, зоб и язвы, их нет в состоянии бодрствования. В состоянии бодрствования тело может быть ранено или избито в качестве наказания царя, но это не проявляется на теле состояния сна. Если такое происходит во сне, этого нет на теле состояния бодрствования. Подобным образом, местоположение, окружение и их обладатель, не важно кажется ли что они снаружи или цепляются ли за них, как за находящихся внутри, все это ничто иное, как мои собственные проявления.
Поэтому я не присутствую ни во внешних, ни во внутренних явлениях. Внешние и внутренние явления не присутствуют во мне. Они являются проявлениями цепляния за самосущность подобно иллюзиям фокусника, но они не были намеренно созданы, как в случае фокусника и его иллюзий. Возникает Я, поэтому автоматически возникают проявления других, но у них нет местоположения. Даже если исследовать пункт назначения и действующий фактор, и тот, кто движется, и пункт назначения не существуют как объекты, поэтому они не относятся к природе меня и моего. Все явления возникают и в то же время являются ничем иным, как владениями Я. Более того, поскольку тело, речь и ум никогда не существовали раздельно, их проявления одного вкуса. Во всех проявлениях бодрствования, сна и проявлениях после этой жизни тело, речь и ум не отличны от меня. Таким образом ясно, что тот, кто движется, и пункт назначения не являются реальными явлениями."
Бхагаван ответил: "О Ваджра Ума, исследуй размеры своего так называемого ума, потом определи и распознай его сущностную природу. Внешнее пространство и внутренний ум, это одно и то же или они различны? Если они являются одним и тем же, тогда сущностной природой ума должно быть пространство. Если они различны, тебе придется согласиться, что пространство во сне, пространство в состоянии бодрствования и пространство после этой жизни не одно и то же, а различны. Если предыдущее пространство прекращается и последующее пространство возникает одно за другим, каждое из пространств подвержено изменениям, созиданию и разрушению. В этом случае, определи причины и условия, из которых они возникают. Если пространство проявляется в состоянии бодрствования вследствие восхода солнца, не восход ли солнца служит причиной для проявления пространства во сне и после этой жизни? Или причиной служит ясный свет твоего ума? Не занимайся всего лишь болтовней, а точным образом постигни это."
Махашуньянанта ответил: "О Учитель, Бхагаван, пространство несомненно является сущностной природой моего ума. В состоянии бодрствования, земля, вода, огонь, воздух, Я, другие, форма, звук, запах, вкус, ощущение и ментальные объекты проявляются в измерении пространства и схватываются концептуальным умом. Во сне основа ума также проявляется как пространство, и весь мир, его обитатели и объекты органов чувств, все они проявляются таким же образом, как и в предыдущем случае. Аналогично в будущих жизнях, сущностная природа ума проявляется как пространство, и в этом измерении весь мир, его обитатели и объекты органов чувств проявляются тем же образом, они удерживаются умом, и существо заблуждается снова и снова.
Поэтому пространство, Я, другие и все объекты чувств одного вкуса, и определенно не являются отдельными. Более того, к возникновению явлений приводит ясность пространства и ничто другое. Сущностной природой ума и её основой является пространство. В измерении ментального познания - ясного, чистого, всегда присутствующего сознания - возникают различные проявления. Возникновение этих проявлений подобно отражениям в зеркале или отражениям планет и звезд на поверхности чистого, прозрачного пруда. Как только ясное, чистое сознание вошло в центральное измерение обширного, пустого пространства, оно было направлено внутрь. Тогда ум и все проявления исчезают по мере того, как они полностью растворяются в морально нейтральную, обширную пустоту. Посредством силы цепляния за самосущность, сущностная природа этой великой, обширной пустоты, основа явлений, возникает как ум и ментальные факторы. Это точно так. Поскольку пространство и ясность, это ничто иное, как ум, сам ум становится Я и другими вследствие силы способствующего условия его ясности.
Беря в качестве пути сам ум, практикующий высших способностей непосредственно воспринимает природу таковости, абсолютную реальность, познает воззрение, всеобъемлющее сансару и нирвану, и достигает освобождения в абсолютном измерении изначального пространства. Практикующий средних способностей достигает уверенности в мире без форм, а практикующий малых способностей испытывает блаженство в мире форм. Для практикующего самых малых способностей путь испытывается как счастье в мире желаний. Учитель, пожалуйста, объясни как такое происходит!"
Он ответил: "О Ваджра Ума, сначала объедини этот ум с внешним пространством и пребывай в медитационном равновесии семь дней. Далее, зафиксируй свое внимание на камне, палке, физической репрезентации Будды или слоге и пребывай в медитационном равновесии семь дней. Потом представь ясное, сияющее, пятицветное тигле в своем сердце, зафиксируй свое внимание на нем и пребывай в медитационном равновесии семь дней. В результате, у некоторых людей их ум будет пребывать в блаженстве, он будет светоносным и пустым. Этот опыт, лишенный каких-либо мыслей, подобен неколебимому волнами океану и называется шаматхой со знаками. Некоторые не могут успокоить свои мысли, так как ум слишком взволнован, они испытывают болезни и боли в сердце, жизненном канале и тому подобное. Те, кто нестабильны умом, у кого преобладает элемент воздуха или те, чьи уми грубы, могут потерять сознание или впасть в транс. Таким людям следует расслабиться и позволить мыслям быть так, как они есть, непрерывно наблюдая их с неусыпным памятованием и внимательным самонаблюдением. Покой, без думания о чем-либо, называется покоем в измерении сущностной природы ума. Движения и проявления различных мыслей называются колебаниями. Не позволение никакой мысли остаться неосознанной, распознавая их посредством памятования и самонаблюдения, называется осознанием. Пользуясь этим объяснением, познай эти ключевые моменты.
'И теперь, чтобы длительное время пребывать в измерении сущностной природы ума, я буду бдительным, наблюдая движение, удерживая свое тело прямым и поддерживая пристальное памятование!' Когда ты произносишь и применяешь это на практике, колебания мыслей не прекращаются, но ты не теряешься в них, как это обычно происходит, они обнажены вследстие памятующего осознания. В результате непрерывного приложения усилий к этой практике, как во время медитационных сессий, так и между ними, в конечном итоге, все грубые и тонкие мысли будут успокоены в пустом просторе сущностной природы ума. Ты будешь пребывать в покое в непоколебимом состоянии, в котором испытаешь опыт блаженства подобный теплу огня, ясность подобную рассвету и неконцептуальность подобную неколебимому волнами океану. Страстно желая и веря в это, ты не сможешь выдержать разлуку с этим и зацепишься за этот опыт. Цепляние за блаженство бросит тебя в мир желаний, цепляние за ясность бросит тебя в мир форм и цепляние за неконцептуальность бросит тебя на вершину мирского существования. Поэтому знай, что, хотя эти опыты являются необходимыми знаками успеха для существ, входящих на путь, ошибочно бесконечно цепляться за них.
Это называют обычным покоем пути, и, если ты достиг длительную стабильность в этом, ты достиг важнейшего знака стабилизации в своем потоке ума. Однако, знай, что среди неочищенных людей этой порочной эры, очень немногие достигают чего-то более, чем мимолетная стабильность. Нынче, выбранные для практики, божества появляются перед некоторыми людьми, и они фиксируют свое внимание на них. У других возникают видения буддаземель, и они фиксируют и стабилизруют свое внимание на них. Некоторые главным образом испытывают блаженство, ясность и неконцептуальность и фиксируются на них. У некоторых появляются видения их гуру, радуг, света и тигле, поэтому они фиксируются на них и так далее. Знай, что вследствие функционирования каналов и элементов каждого конкретного человека, опыт, испытываемый различными людьми, отличается."
(c) перевод с английского
отсюда, позже отредактированный по книге "Alan Wallace - Stilling the Mind: Shamatha Teachings from Dudjom Lingpa's Vajra Essence"