Вопросы и ответы
Ученик: Боюсь я еще не дошел до отклонений. Сейчас я борюсь с препятствиями к практике. И одним из главных препятствий является мой недостаток дисциплины. Похоже, что это очень большое препятствие.
Ринпоче: Вам не следует думать, что отклонения всегда настолько драматичны, насколько они могут показаться в данном рассмотрении, или что отклонения, это что-то о чем должны беспокоиться только продвинутые практикующие, потому что отклонения начинаются рано и они начинаются с малого. Они начинаются с легкого извращения мотивации. Практикующему, начиная с начала практики, нужно устойчиво сфокусироваться на исправлении собственной мотивации.
Ученик: Думаю, что одной из самых больших проблем для меня является вера. Я знаю, что это сильно связано с другими препятствия. Это подобно тому, как если бы я не понимал, что такое пробуждение. Я думаю, что я жду кислотного трипа или впечатляющего опыта, который придет и заберет меня. Есть нужда быть особенным, чтобы всё получалось легко.
Ринпоче: Вы не единственный такой. Три препятствия, которые вы перечислили, на деле, являются тремя главными причинами, почему мы до сих пор находимся в сансаре. Единственное, что отличает вас от других, это то, что вы правильно опознали эти препятствия.
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что мы сомневаемся в возможности пробуждения. Нам хотелось бы верить что это так, но мы полностью не уверены, что выход из сансары действительно есть. Это большая проблема. С одной стороны, это сомнение проявляется для нас как недостаток веры, а, с другой стороны, она проявляется как недостаток дисциплины или усердия, но на деле это одна и та же фундаментальная проблема. У нас нет веры, потому что мы не знаем есть ли что-то, во что можно было бы верить. Нам не хватает дисциплины или усердия, потому что мы не знаем будет ли какая-то польза от нашего усердия. Описанное главным образом происходит вследствие незнания Дхармы. Мы все еще настолько незнакомы с ней, что мы не уверены в том, есть ли в ней смысл. По причине данного незнания мы терзаемся периодическим страхом того, что вдруг все это выдумано, вдруг это просто культура такая, вдруг все это на самом деле не работает.
Недостаток дисциплины частично связан с этим, но, в особенности, он происходит от забывания собственной смертности. Мы неспособны быть дисциплинированными и усердными в определенное время, потому что мы забываем, что потеряем всё, когда умрем. Мы утратим всё, что приобрели, мы утратим каждый момент удовольствия, который у нас был, и мы утратим эти самые тела, которые мы использовали для накопления вещей и для получения удовольствия. Памятование о смерти и о её неизбежности, вероятно, самое эффективное средство для обретения дисциплины.
Стремление к особому виду опыта связано с первой проблемой. Из-за того, что мы незнакомы с Дхармой, мы не уверены насчет того, чем же является пробуждение. Мы представляем, что это что-то подобное или желательно лучшее, чем уже испытанное нами - как вы говорили, представление этого как самого лучшего в мире кислотного трипа или видение множества радуг и вспышек света. Данное стремление к опыту на деле является просто очередной разновидностью привязанности к некоторому виду временного удовольствия.
Эти три - недостаток веры, недостаток дисциплины и стремление к некоторому виду опыта - являются тем, что держит нас в сансаре. Не то, чтобы они просто являлись разновидностью препятствий, они являются главными проблемами, с которыми вы имеете дело на пути.
Здесь помогает памятовани того, что прямо сейчас у вас есть возможность выйти за пределы этих проблем. По факту, у вас есть то, что может быть вашим единственным шансом выйти за пределы этих проблем и достичь пробуждения. Так как, если вы переродитесь животным, у вас не будет никакой возможности практиковать или даже услышать о Дхарме. Ваши страдания будут намного превосходить те, что у вас есть сейчас.
Главный метод, которому учат для работы с данными проблемами, это памятование: памятование непостоянства, памятование кармы или результатов действий, памятование недостатков сансары и так далее. Наше сомнение или недостаток веры мешает этим памятованиям. По причине сомнений мы думаем, что эти размышления на самом деле не верны. Мы думаем, что это просто преувеличения и выдуманные истории, чтобы обратить нас в веру. Сама эта мысль есть Мара. Не то, чтобы Мара порождал эту мысль, сама мысль и есть Мара. Эти размышления правдивы и они представлены ясным образом. Это правда, которую мы имеем право знать, и в которой мы нуждаемся.
В завершение, лучшее, что мы можем сделать, это развивать более твердую уверенность касательно результатов действий, более стойкое и более интенсивное памятование смерти, и большую уверенность в существовании природы будды. Данные три метода справятся с этими проблемами. Посредством памятования смерти вы станете дисциплинированными, посредством понимания причины и следствия вы обретете большую веру и уверенность и посредством убежденности в существовании природы будды, вы поймете, что такое пробуждение, и, соответственно, вы не будете стремится к какому-то временному опыту.
Ученик: Касательно отклонений посредством отторжения или гнева, вы сказали что в наше время существует множество опасностей и люди часто хотят контролировать свое окружение, и некоторые делают это в негативном ключе посредством отравления, убийства или молитв, чтобы их враги отравились или были убиты. Нормально ли просто иметь устремление, чтобы все живые существа были защищены и получили соответствующее руководство, или это тоже является отклонением?
Ринпоче: Это нормально. Лучше было бы, если вы сформулировали свое устремление не только "Пусть живые существа незамедлительно получат всё необходимое", но еще добавили "Пусть они также будут направлены к состоянию абсолютного освобождения и пробуждения".
Ученик: Какие качества божества или его мандалы делают необходимым проведение пиршества цога?
Ринпоче: Для голодных божеств, вы вынуждены сделать пиршество, а, в случае сытых божеств, нет необходимости им что-то подносить - возможно в этом разница! Это была шутка.
В трех внешних уровнях тантры - крийя, чарья и йога - подношения, в общем случае, состоят только из торма, поэтому ганачакра не выполняется. Пиршество ганачакры практикуют на высшем уровне тайной мантры - ануттара йога тантре, которая подразделяется на три: отцовские, материнские и недвойственные тантры. Вы подносите пиршество согласно тому виду тантр, к которому относится ваша практика, и это, в свою очередь, ведет к созреванию качеств.
Ученик: Касательно ритрита, мы обсудили опасности и ловушки, которые могут возникнуть. Следует ли начинающему практикующему быть осторожным с попытками провести короткий ритрит, если у него нет доступа к учителю, который мог бы дать наставления.
Ринпоче: Нет никакой опасности в том, чтобы начинающий практикующий сделал личный ритрит при условии, что ясна мотивация для его выполнения. Как было сказано в тексте, поддержание мотивации бодхичитты, желания достичь пробуждения, чтобы утвердить всех живых существ в этом состоянии, достаточно для предотвращения проявления отклонений и препятствий. Пока это является причиной для вашего ритрита, никакие отклонения не смогут возникнуть.
Все отклонения происходят из какого-нибудь извращения мотивации. Вы можете пойти в ритрит с мыслью: "Если я сделаю этот ритрит то, когда я выйду из него я буду кем-то выдающимся. Может быть я действительно достигну чего-нибудь и в результате этого стану для всех начальником и смогу командовать людьми, а они будут меня уважать и служить мне". Если такое является вашей мотивацией, тогда у вас будет множество проблем, и нет способа их предотвратить, пока не изменится мотивация.
Если же вы пойдете в короткий или длинный ритрит с мотивацией "Я делаю это, чтобы привести всех живых существ к состоянию пробуждения", то не будет никаких проблем, пока вы поддерживаете такую мотивацию в течение всей продолжительности практики и запечатываете эту мотивацию посвящением ритрита и всех накопленных заслуг достижению состояния Ваджрадхары, чтобы освободить всех живых существ. Отклонения не смогут возникнуть.
Большинство из того, чему учат об отклонениях, служит напоминанием практикующим о необходимости правильной мотивации.
Ученик: По Махакале, его происхождению и значению очень мало литературы. Есть ли возможность объяснить как проявилось это гневное божество?
Ринпоче: Источником Махакалы является Будда, просветленное существо. Поскольку Будда может проявляться в самых различных формах, чтобы принести пользу, освободить и исполнить желания всех живых существ, то иногда он проявляется в виде учителя или гуру, иногда в виде обычного монаха или монахини, иногда в виде попрошайки и так далее. Когда он проявляется в виде гневного божества Махакалы, источником проявления все равно является никто иной как сам Будда.
Люди могут удивляться, почему Будда проявился в гневном аспекте. Причина заключается в том, чтобы принести пользу различным видам живых существ, Будде необходимо проявляться в различных формах. Одно единственное проявление не сможет исполнить нужды всех живых существ. Бывают ситуации, когда легче принести пользу существам в виде обычного попрошайки.
В качестве аналогии, чтобы вы могли понять, почему существует так много различных видов проявлений, можно сказать что проявления подобны лекарству. Всякое лекарство лечит, но некоторые лекарства горькие, некоторые кислые, некоторые сладкие. Вне зависимости от горького, кислого или сладного вкуса, функцией лекарства является излечение, принимающего его, человека. Подобным образом, вне зависимости от того, проявляется Будда в форме гневного или мирного божество, как гуру, как монах или как что-то еще, целью всех этих проявлений является принесение пользы живым существам.
Ученик: Ринпоче, ранее вы рассказывали про мирских божеств и божеств мудрости. Я хотел бы узнать как следует воспринимать Махакалу. Я не хотел бы воспринимать его как работника, потому что я, скорее всего, попаду в большие неприятности.
Ринпоче: Махакала, это божество мудрости. В смысле его подлинной природы, он является воплощением дхармадхату, природой всех явлений, и, в особенности, мудростью всех будд. Его форма и атрибуты, на деле, представляют качества самого дхармадхату. Махакала проявляется в гневной форме, чтобы быть привлекательным для, и вследствие этого привести к освобождению, агрессивных существ, с которыми возможно общение только в гневной форме. В смысле его природы, он, по сути, не отличен от Его Святейшества Кармапы, и поэтому говорится, что любого из Кармап и Махакалу следует воспринимать как идентичными.
Ученик: Я думаю, что меня запутало слово "защитник" и поэтому я подумал, что может быть он мирской.
Ринпоче: Это хорошо, что вы задали этот вопрос, потому что, вероятно, многие люди задавались тем же вопросом по той же причине. Также важно помнить, что с абсолютной точки зрения, с точки зрения реализованного йогина или йогини, всевозможные божества - даки, дакини и дхармапалы - это проявление собственной мудрости.
Ученик: В чем отличие защитника от йидама?
Ринпоче: Отличие йидама от защитника подобно отличию начальника от рабочего.
Ученик: Ринпоче, у меня вопрос по той же теме. Что есть йидам? Как йидам отличается от дака и дакини? Практика йидама обычно дается после нгондро? Если так, то почему она дается после?
Ринпоче: Термин йидам означает "связь ума". Данный термин применяется к определенному виду божеств, называемых "божества мудрости", которые используются как главный объект медитации в практике ваджраяны. Причина, по которой данные божества называются йидамом или "связь ума", в том, что основной акцент практики данного человека сделан на практике этого божества либо до тех пор, пока божество не будет полностью реализовано, либо до конца жизни этого человека. Божество здесь обозначено в терминах вложений практикующего в практику божества.
Касательно природы божеств, которых мы называем "йидам", это божества мудрости. "Божества мудрости" означает, что они не сансарные боги и богини. Они существа, которые полностью очистили все омрачения, в результате чего они проявленно воплощают и демонстрируют незменную, постоянную мудрость, и они делают это непрерывно на благо всех живых существ. Вот ответ на ваш вопрос: "Что такое йидамы?"
Ваш второй вопрос был о различии между йидамами и дака и дакинями. В общем случае, дака и дакини могут просто означать, соответственно, мужских и женских йидамов. Другими словами мужской йидам, это дака, а женский йидам, это дакини. Иногда термины дака и дакини используются для обозначения мужских и женских божеств в окружении главного божетва. Например, дака и дакини, окружающие Ваджрадхару, в качестве сангхи Ваджраяны.
Ваш третий вопрос был, почему к практике йидама традиционно приступают после завершения предварительных практик. После того как вы завершили предварительные практики, вы приступаете к полноценной практике йидама, становящейся вашим основным фокусом практики. Причина, по которой практика йидама откладывается до тех пор, пока вы не завершите предварительные, заключается в том, что предварительные практики - очищение омрачений, собрание накоплений и так далее - создают необходимые условия, для успешной практики йидама. Если вы попытаетесь делать практику йидама до того, как вы завершите предварительные, то условий, которые делают вас восприимчивым к практике и развивают способность к её выполнению, просто не будет. И хотя традиционно вы не начинаете практику йидама до тех пор, пока не завершите предварительные, это не означает, что вы не можете молиться этим божествам. Даже с самого начала вашего пути, вы всегда можете молиться этим божествам в соответствии с вашей естественной верой и преданностью - даже, если вы того пожелаете, вплоть до полного вверения себя одному или более божествам.
Ученик: Ринпоче, я слышал, что если мы помолимся Гуру Ринпоче в достаточной мере, то он лично появится перед нами. Если вы можете встретить его лично, разве это не противоречит тому, что божество, это пустота, или что божество, это персонификация принципа дхармакайи?
Ринпоче: Здесь нет противоречия. Прежде всего, в тексте сказано, что посредством рецитации Семистрочной Молитвы, Гуру Ринпоче действительно будет присутствовать - таков его обет - но там не сказано, что он появится. Там не сказано, что посредством рецитации Семистрочной Молитвы он будет вынужден сесть на самолет, чтобы добраться сюда. Если вы придерживаетесь воззрения, что Гуру Ринпоче пребывает в определенном месте, на Медноцветной Горе, и что, когда вы читаете Семистрочную Молитву, вы просите его покинуть то место и прийти сюда, тогда нормальным будет считать, что он проявиться в рупакайе, так как на Медноцветной Горе он действительно проявляет тело формы. Тем не менее, если вы распознаете, что все будды, это одно в просторе мудрости, и, соответственно, Падмасамбхава вездесущ, тогда он уже здесь.
Ученик: Считается ли отклонением, если хотя бы частью мотивации для практики является облегчение личных, физических или эмоциональных страданий?
Ринпоче: Это не является отклонением в том смысле, что если бы это было отклонением, вам нужно было бы отрекаться от физического и ментального благосостояния получаемого в результате практики. Тем не менее, важно не позволять данному состоянию блага ограничивать вас. Когда, в результате практики, вы испытываете состояние блага, важно посвятить его всем живым существам.
Ученик: Что такое пробуждение? Означает ли достижение пробуждения достижение состояния будды?
Ринпоче: Пробуждение, это две вещи. С одной точки зрения, это очищение всех несовершенств ума. С другой точки зрения, это полное совершенство или полное созревание всех врожденных и латентных качеств ума. Термин "бодхи" или "пробуждение" является синонимом термина "будда" или "пробужденный".
Ученик: Будда, это индивидуальность подобно солнцу, или Будда, это целое подобно вселенной?
Ринпоче: В общем случае, личность, которую мы зовем "Будда", был обычным человеком подобно нам. Посредством практики Дхармы в качестве пути, он очистил бесчисленные ошибки и довел до полного совершенства все качества без исключения. Если мы будем думать о нем в терминах его знания, сочувствия и силы, тогда Будда пронизывает всех живых существ. "Будда" или по тибетски сангье, описывает момент, когда окончательное созревание было полностью проявлено. Санг означает, что хотя перед пробуждением Будда и имел множество недостатков в своем континууме, он очистил их все без исключения. Гье означает изменение, в котором врожденное присутствие сугатагарбхи полностью проявлено.
Ученик: Есть ли уровень развития выше Будды?
Ринпоче: Нет более высокого или лучшего состояния, чем состояние будды. Начиная с этого момента, для будды отсутствует разница в терминах уровней или этапов.
Ученик: Есть ли причина, по которой Будда сам не записал ни одно из своих учений?
Ринпоче: Времена Будда были тем, что известно как "чистый век", это означает, что в те времена ученики были преимущественно с совершенно чистыми умами. А это означает, что не только их умы были совершенно чистыми, но и их преданность также была совершенно чистой. По причине чистоты ума и преданности, вместе с присутствием подлинного учителя, всё сказанное или преподанное Буддой не забывалось. Эти ученики обладали тем, что вы назвали бы нестираемой, совершенной памятью. Всё это является показателями благой кармы.
Под "веком благой или чистой кармы" также понимают экстраординарные условия учений Будды в те времена, когда они давались. Когда Будда давал учения, тысячи учеников собирались из разных мест. Все эти ученики были заинтересованы в различных аспектах учения, и когда Будда учил, каждый ученик из многих тысяч присутствующих на собрании мог слышать учения на своем языке. И они не просто буквально слышали учения на своем языке, но они также слышали только те учения, которые они хотели получить согласно их нуждам - ничего более и ничего менее. Таким образом исполнялись желания каждого присутствующего человека.
Ученик: Каково традиционное значение Монлама и есть ли какие определенные молитвы устремлений, которые вы хотите, чтобы мы читали на данном Монламе?
Ринпоче: Традиционно праздник Устремления или Монлам отмечают в первые две недели первого месяца по тибетскому календарю. Первые две недели первого месяца, это время, когда Будда демонстрировал одно чудо за другим в течение двух недель. Я думаю, что это произошло в седьмой год после его пробуждения. Поэтому первый месяц называют "месяцем чудес".
Это случилось, когда Будде бросили вызов множество небуддийских учителей и их последователи, которые сказали: "Как нам узнать, что ты пробужден, и почему твои учения выше других?" После того, как Будда ответил на их вопросы логическими аргументами, они вызвали его на состязание чудес, которое он с легкостью выиграл. И он продолжил показывать чудеса в течение двух недель. Поскольку это является случаем, когда множество людей разом присоединились к сангхе, то по традиции это считается важным временем в раннем буддийском календаре. Считается, что, во время этого месяца, все делаемое вами, к лучшему или к худшему, оказывает эффект в сто тысяч раз больше, чем в другое время. Поэтому его также называют "месяцем одной сотни тысяч".
Каждый монастырь в Тибете по своему праздновал первые две недели года. Например, в Палпунге, являвшемся главным местом традиции Карма Кагью в восточном Тибете, в основном раз за разом рецитировали "Устремление к Совершенному Поведению" или "Зангчо Монлам", а также то, что в нашей традиции называется "Пятью Великими Устремлениями", о которых я расскажу позже. В монастыре Трангу был обычай, что за неделю до полной луны пятнадцатого лунного дня половина монахов практиковала систему чандали Ачалы, то есть систему чандали или туммо, связанную с божеством Ачала или Мийова, которую можно реализовать за одну неделю. Предполагалось, что в конце недели вы способны снять все одежды, находясь на морозе, и не замерзнуть. В конце этой недели происходило ребу или "снятие хлопковых одежд", мокание их в воду и так далее. Потом все практиковали нюнгне. Так это праздновали в монастыре Трангу.
Каждый монастырь каждой из четырех школ и их отвлетвлений имел свой определенный способ празднования данного события. Самым известным среди них был праздник Монлам в Лхасе, который праздновался преимущественно монахами трех главных монастырей традиции Гелуг: Сера, Гаден и Дрепунг. Монахи собирались в Лхасе на две недели и рецитировали различные молитвы устремлений. Почти во всех монастырях, которые отмечали праздник Монлам, практика основывалась на повторяющейся рецитации текстов устремлений, которые впервые были произнесы самим Буддой и которые можно найти в сутрах и, в некоторых случаях, в тантрах. Сюда может быть включена рецитация, например, тантры "Произнесение имен Манджушри", но обычно рецитировали тексты устремлений, которым учил Будда, например "Раскаяние в Падениях" (которое многие люди называют "Тридцать Пять Будд"), "Устремление к Совершенному Поведению", "Устремление Майтрейи" и другие.
У каждой школы есть свой список того, что они считают самыми главными устремлениями: иногда они говорят о пяти великих устремлениях, иногда о восьми. В традиции Карма Кагью мы говорим о пяти великих устремлениях, но на деле их восемь. Это вносит путаницу, но, тем не менее, мы говорим о пяти, хотя на деле читаем восемь.
Пять великих устремлений следующие: "Устремление к Совершенному Поведению", "Глава Устремление" из Бодхичарьяаватара, "Устремление к Перерождению в Сукхавати", "Устремление Майтрейи" и "Устремление Махамудры" Третьего Гьялва Кармапы. Это те, которые мы считаем за пять, но когда мы говорим, что читаем пять великих устремлений, мы всегда читаем их вместе с "Раскаяние в Падениях" (Тридцать Пять Будд), "Устремление к Перерождению в Измерении Акшобхьи" и "Устремление Уддияны", что является текстом устремления произнесенным или составленным Гуру Ринпоче.
Конечно же, большинство рассмотренных обычаев совершались во времена перед вторжением китайцев. В наши дни большинство линий пытаются собраться для практики устремлений в Ваджрасане (Бодхгая, Индия), в месте, где Будда достиг пробуждения, и поэтому нам приходится делать это по очереди. По сути говоря, мы более не отмечаем все праздники устремлений в первые две недели "месяца чудес".
(c) перевод с английского "Karma Chakme's Mountain Dharma as taught by Khenpo Karthar Rinpoche, Volume Three"
sarva mangalam