Начнем с определения понятия опоры - это то или иное средство, полагаясь на которое практикующий получает результат быстрее и легче. Средство может быть как физического рода, например, храм, статуи, четки и другие ритуальные вещи, собственное тело, так и нефизического рода, например, визуализируемые объекты. Очевидно, что в практике ваджраяны, пока человек не дойдет до дзогрима без знаков, он вынужденно полагается на те или иные опоры. И все было бы нормально, если бы в силу определенных трендов слово опора не приобрело бы негативный оттенок и если бы некоторые опоры не стали бы восприниматься как недопустимыми и/или излишними.
С первым, многие наверняка сталкивались, сейчас модно быть йогином совершенной простоты, который ни на что не опирается, принимает прибежище в природе своего ума и спонтанно насмехается над теми, кто так не делает. Второе тоже часто встречается, даже если человек применяет практику йидама в каком-нибудь виде, что уже является разновидностью опоры, тем не менее другие опоры, например, те же четки, реликвии, статуи, алтарь и прочее, воспринимаются им, в лучшем случае, в ключе суеверия. Из таких видов восприятия, естественным образом, все другие, не делающие как они, либо просто полагающиеся на опоры, либо полагающие на другие виды опор, становятся криптошактистами, шаманами и медиумистами, да и вообще, ничего не смыслящими, темными, суеверными невеждами. И это тоже было бы ничего, так как в общей массе в таком виде отношения нет ничего особенного и оно встречается повсеместно. Правда у каждого своя, как вобщем-то и ваджраяна у каждого выходит очень личная, на то собственно и такое разнообразие методов и подходов, чтобы каждый нашел по себе и для себя. Проблемы начинаются, когда что-то обретает воинствующий вид и продавливает все остальные варианты, выставляя себя истиной в последней инстанции, так как при таком раскладе, люди, которые могли получить большую пользу от тех, отброшенных современниками, вариантов, её уже не получат. Поэтому лично для себя иногда бывает полезно разобраться, что же именно отбрасывается, так как вдруг для вас это может быть полезным.
Чтобы хотя бы чуть, чуть раскрыть эту тему надо вложить очень много времени и привлечь большие объемы материала, поэтому это оставляется на читателя. Здесь же я немного затрону практический аспект, который часто упускается из современного как бы продвинутого и просвященного видения.
Начнем с простого, с предметов алтаря, там могут стоят статуи, тханки, ритуальные предметы, подношения. Часто встречаемый современный взгляд, что вся эта посудина просто объект веры, который, в лучшем случае, служит для практикующего разновидностью напоминания о пути. Я не могу даже приблизительно словами выразить насколько прискорбно такое понимание функции алтаря и его составляющих. Чтобы было хотя бы некоторое представление, то вкратце случилось так, что инструмент, с помощью которого можно внешними действиями, соответствующим образом расставляя правильно подобранные и освященные объекты, упорядочить, сбалансировать, настроить и заякорить в полученном состоянии внутреннее пространство, свели к разновидности напоминалки или предмета буддийского декора. Другими словами, если вы действительно умеете пользоваться алтарем и знаете как с ним работать, то у вас, по сути, на руках разновидность буддийской практики, у которой есть очень полезные побочные эффекты, так как работая таким образом со свим внутренним пространством, вы также работаете и с внешним, другими словами такой алтарь будет "держать" некоторый объем пространства в определенном состоянии, которое, кроме всего прочего, серьезно способствует практике, то есть практика на этом месте начинает идти в разы легче и проще.
Идем дальше, возьмем, например, статую или тханку практикуемого вами божества. Часто встречаемый взгляд, что это в основном опора для концентрации, когда еще не наработан навык визуализации данной формы, а после того как наработан, это такой же объект веры как и любой другой. Даже чисто логически статуя или тханка божества, это, по сути, его нирманакайя в нашем мире, то есть разновидность его проявления. Дело только в том, что, чтобы предмет действительно стал нирманакайей, надо в него пригласить божество, установить прану этого божества в предмет. И когда божество установлено в предмет, это уже не просто объект веры, который имеет значение только если у вас есть вера, это предмет, который оказывает влияние на тонкий план своего окружения, соответственно, если это люди, то на тонкие тела людей вне зависимости от того, верят они или нет. Естественно, данное присутствие и его воздействие очень благоприятно сказывается на практике, плюс у вас фактически гуру прямо перед вами со всеми из этого вытекающими благами и дополнительными методами, которые вы можете применять в таком виде практики.
Можно посмотреть на что-то совсем сподручное, например, на ваджру и колокольчик. Часто встречаемый взгляд, что это просто напоминалка о двух аспектах и о поддержании их нераздельности в ходе всей практики. Если судить по опыту, то от того, что человек держит какие-то предметы в руках у него большее памятование о том, как правильно надо делать практику, как-то не сильно развивается. Но если этот навык уже развит, то в напоминании особого смысла нет и тем более становятся странными ремарки в некоторых практиках, выполняемых после основного блока, то есть уже когда навык развит, где четко прописано, что на протяжении всего ритуала не выпускать из рук ваджру и колокольчик. Но если заметить, что не всегда ваджра и колокольчик освящались чисто символически, вида "вспомните что это одно, а это другое", что имеет смысл обычно уже когда и так знаешь и умеешь, а иногда более развернуто с применением мантр и прочего, тогда многое становится на свои места. Так как, если ваджра и колокольчик освящены должным образом, то они оказывают влияние на, держащего их, человека таким образом, что он в нем проявляется вид восприятия необходимый для успешной практики, или, по крайней мере, это начинает получаться в разы легче.
И напоследок, другой, часто игнорируемый современниками, предмет - четки. Часто встречаемый взгляд, что это такое средство для подсчета. Но если четки должным образом освящены и интегрированы в практику, то вы в руках, по сути, держите проявленный аспект божества и с каждым счетом крюком притягиваете его благословение. При таком раскладе выходит как подразновидность работы со статуей, только предмет другой.
Подытоживая, я хотел бы обратить внимание, что очень многое, если вообще не всё, воспринимаемое некоторыми людьми как просто безжизненные объекты культа и декора, при ближайшем рассмотрении оказывается эффективными практическими средствами, которые могут серьезно способствовать вашей практики. Причем они могут серьезно способствовать даже если вы считаете себя дзогченпа, так как даже вам нужно увеличивать продолжительность распознания и учиться пребывать в нем по ходу обычной жизни, и решение этих задач можно значительно упростить и ускорить посредством должным образом изготовленной и освященной опоры, которую можно носить с собой.
P.S.: Вопросы вида "как делается то или это?", "что читать?", "где искать?", "кого спрашивать?" оставляются для личного исследования читателей.
sarva mangalam