Читать главу целиком на annutara.info Вопросы и ответы
Ученик: Допустим, у практикующего возникли некоторые из описанных знаков, что ему делать дальше? Надо просто отметить, что это произошло, и усердно продолжить практику или надо обсудить это с учителем?
Ринпоче: Описанные в этом тексте знаки, причем речь не только о знаках у людей высших способностей, но о всех знаках вообще, возникнут только в случае экстраординарной практики. Тем не менее, если знаки возникнут и если проконсультировавшись с текстом вы смогли определить их значение, тогда вам не надо никого спрашивать. Если у вас есть сомнения, тогда вам надо проконсультироваться с квалифицированным учителем.
Примером такого поведения является Гампопа, который практически ежедневно обсуждал свой опыт с Миларепой. С одной стороны мы можем сказать, что Гампопа делал это для демонстрации качеств пути, а с другой стороны мы можем сказать, что он развивал свое постижение и действительно серьезно спрашивал Миларепу.
Ученик: Ринпоче, не могли ли вы немного рассказать о марах и, особенно, о том, как они определяют близок ли кто-то к реализации или нет?
Ринпоче: Мары бывают как внешние, так и внутренние. Настоящий, наихудший и главный мара, это внутренний мара, являющийся нашими ментальными омрачениями. Он называется "наихудшим марой", потому что он является причиной нашего страдания в безначальной сансаре.
Ментальные омрачения, это одна из разновидностей мары, поэтому мы не можем сказать, что это единственный мара. Существуют также и внешние мары, которыми являются живые существа. Они становятся марами посредством двух условий. В первом случае, существо накапливает огромное количество заслуг, но без мотивации любви или сочувствия к другим, при этом оно питает гордость к своим накоплениям заслуг, а также к другим ментальным омрачениям.
Во втором случае, существа придерживаются извращенной мотивации в связи с их огромным накоплением заслуг. Они совершают устремление, чтобы, посредством силы их заслуг, в будущих жизнях обладать силой эффективно вредить либо живым существам вобщем, либо каким-то конкретным. По причине накопления огромных заслуг, они обладают способностью влиять на других людей, а также способны различать тех, кому они хотели навредить. В силу извращенной мотивации, они обладают способностью и заинтересованностью только во вреде, но не в помощи.
Очень великий йогин может подчинить внешнего мару, но те, кто не обладают подобной реализацией, не смогут это сделать. Существует надежный метод защиты от всех мар, как внешних, так и внутренних - это развитие любви, сочувствия и бодхичитты. В случае внешних мар, как только вы разовьете сочувственную бодхичитту и направите её на них, они становятся бессильны нанести вам вред, потому что в посредник, через который они вам вредят, включена ваша агрессия. Аналогично и с внутренним марой, порождение и развитие бодхичитты несомненно преодолеет и его.
Когда речь идет о становлении неприступным для атак Мары, мы имеем ввиду развитие бодхичитты. Соответственно, если вы посвятите все накопленные заслуги, чтобы все живые существа без исключения стали буддами, тогда эти заслуги станут колоссальным и безупречным источником блага как для вас, так и для других, и останется таковым до тех пор, пока вы не станете буддой. Если же вы посвятите заслуги в негативном ключе или извращенным образом, тогда вы действительно можете стать марой.
Ученик: Как мара может накопить огромное количество заслуг без сочувствия или любящей доброты? Я думал, что это синоним заслуг. Если мара занимается созданием препятствий и принесением вреда практикующим дхармы, разве такой мара не накопит негативную карму, которая в конечном итоге станет его погибелью?
Ринпоче: Перво наперво, для накопления заслуг сочувствие не обязательно. Вы можете накопить огромное количество заслуг без мотивации сочувствия. Сочувствие, это мысль: "Я должен принести благо живым существам. Я должен им помочь". Если вы совершаете действия, приносящие заслуги, с такой мотивацией, то это наилучший вариант. Но вы ведь можете делать что-то, приносящее заслуги, например, совершать подношения, желая стать могущественным или богатым. Благие действия с неверной мотивацией не способствуют и не ведут к просветлению, тем не менее, посредством такой неподходящей мотивации возможно накопить заслуги.
Существо, становящееся марой, обладает не только неподходящей мотивацией, но также имеет твердое устремление вредить существам посредством накопленной силы. В результате их заслуг и извращенной мотивации, они временно становятся чрезвычайно могущественными. Во время этого временного состояния могущества, когда они способны вредить живым существам, мары очень быстро истощают свои накопленные заслуги. Когда заслуги исчерпываются, мара умирает и перерождается в более низких уделах. Поэтому мары являются нашими основными объектами сочувствия, так как с самого начала они имели неподходящую мотивацию, совершили неподходящие устремления и в конце занимались неподходящими действиями, которые станут причиной их колоссального страдания. Обладая данным пониманием, вы не будете отвечать гневом, когда на вас нападет мара, но вы ответите искренним сочувствием к этому существу. В таком случае, мара не принесет вам вреда, а вы смогли принести ему пользу, так как вдохновили его своим сочувствием и альтруизмом.
Ученик: Когда получают посвящение подобное посвящению Калачакры, то в ходе него выдают две травинки куша - одну кладут под матрас, а другую под подушку - и просят обратит внимание на сны, так как они указывают как пройдет посвящение. Вопрос в том, какой смысл знать об этих знаках для такого человека как я, учитывая что знаки очень легко интерпретировать неверно.
Ринпоче: В обширных посвящениях подобных Калачакре, первый, предварительный день называется "днем подготовки или ориентации". Большинство выполняемого в этот день предназначено для ситуации несколько отличной от нашей. В ранний период учений Будды, во времена осуществления или времена плода, когда в традиции все еще были люди созревшие для просветления, благоприятные знаки сопровождавшие посвящение, согласно обычаю, имели определенное значение. Целью дарования травинок куша и анализа снов изначально было определение того, сможет или нет ученик получить абсолютное посвящение, сможет или нет породить подлинную мудрость посвящения посредством его ритуального получения, а также благоприятна или неблагоприятна будет для ученика практика данного конкретного цикла или божества.
Сегодняшняя ситуация отлична от описанной, потому что мы живем не во времена осуществления, а во время закладывания причин. Мы все являемся начинающими и совершаем наш первый контакт с учениями будды посредством учений Будды Шакьямуни. Соответственно, в это время мы не ожидаем и от нас не ожидают, что мы придем к какому-то плоду подобному во времена осуществления. Ваджрный учитель дает травинки куша и наставления наблюдать за своими снами, потому что он должен это сделать согласно ритуалу. Это выполняется в силу требований ритуала, например, в наше время ваджрный учитель не выполняет часть ритуала, где он на следующее утро индивидуально опрашивает каждого ученика об их снах, потому что для многих людей, как вы и указали в своем вопросе, это не имеет большого значения.
В контексте текущего времени закладывания причин целью посвящения и, особенно, публичного посвящения является создание связи между теми, кто его получают, и божеством. Среди участников посвящения могут встретиться и те, кто действительно будут выполнять практику, но основным намерением передачи посвящения в наше время является создание связи или закладывание семени, которые приведут к практике и просветлению в какой-нибудь будущей эпохе.
Ученик: Вы упомянули осознанные сновидения в контексте наставлений по знакам, и я хотел бы узнать о работе с осознанными сновидениями в более широком контексте практики. Например, в момент осознания во сне, что человек спит, есть ли какой-нибудь способ использовать этот сон как практику?
Ринпоче: Развитие осознанных сновидений как йогической практики необходимо рассматривать в качестве отдельной темы, которая выходит за рамки данных учений, потому что никто из присутствующих в данный момент не занимается этими практиками. Вобщем, если вы желаете работать с состоянием сна так, как это описано в данном тексте, то основной целью является использование снов как способа определения направления вашей практики. Как говорится в этой главе, вы начинаете с того, что принимаете подходящую позицию для сна, то есть спите на вашей правой стороне, а потом уделяет особое внимание снам, которые возникают ранним утром. Судя по тексту, похоже что это практика использования снов для определения направления практики. Лично у меня нет такого опыта, я всего лишь делаю такой вывод исходя из текста.
Похоже, что подлинный опыт осознанного сновидения возникает в основном благодаря вашему отношению в течении дня в состоянии бодрствования. Если вы относитесь ко всем проявлениям как к иллюзорным и подобным сну, тогда, скорее всего, данное отношение возникнет в состоянии сна, что послужит причиной для сомнения в реальности происходящего с вами во сне, в результат все это может поспособствовать осознанию того, что вы спите. Мы можем такое утверждать, потому что, в общем случае, всё, о чем вы думаете или на чем фиксируетесь, во время дня проявится во время снов. Дальнейшее развитие практики осознанного сновидения и определеные методы для развития и работы с данным состоянием являются частью тренировки йогинов, а мы этим сейчас не занимаемся.
Всё, что я могу сказать, это то, что основная тренировка в работе с осознанными сновидениями состоит в развитии равностности к проявлениям сна. Как только вы распознали, что вы спите, у вас нет надежд и страхов относительно того, что возникает во сне. Например, если вам снится, что вы падаете с обрыва, это не явлется проблемой, потому что вы знаете, что вы спите. Если вам снится, что вы приобрели множеств желанных вами вещей, это не должно вас восхищать, потому что вы знаете, что это всего лишь сон. Видимо смысл заключается в том, что осознанные сновидения становятся базой для преодоления привязанности и отторжения к явлениям.
Ученик: Ринпоче, вы сказали, что практик, использующий осознанные сновидения, может обрести реализацию в бардо. Возможно ли такое развить и должен ли практикующий стараться это развить?
Ринпоче: Распознание состояния сна способствует распознанию бардо таким образом, как это описано в тексте, и в идеале мы должны практиковать осознанные сновидения согласно данной традиции. Но в данный момент стараться применять осознанные сновидения будет подобно бросанию стрелы рукой в надежде, что она попадет в цель. В нашей традиции говориться, что, чтобы такое практиковать, надо начинать с полноценной практики йидама в ритрите, после чего практиковать туммо, а потом иллюзорное тело. На фундаменте из данных практик вы можете начать применять практику снов. Без такого фундамента выполнение практики снов будет подобно попытке пустить стрелу, не имея лука.
Если, обладая данным фундаментом, кто-то начнет применять практику осознанных сновидений, то, конечно, это будет очень полезно, но главное это развитие практики медитации на божестве подобному Ченрези. Это является главной подготовкой к бардо: вы растворяете ощущение плоти и крови, вашего плотного тела в пустоту, а потом визуализируете себя в виде божества Ченрези, который воспринимается отчетливо и ясно, но не субстанционально. Если вы достаточно приучите себя к этому образу, то когда в бардо перед вами проявятся мирные и гневные божества, вы распознаете в них божеств и не воспримите их, как имеющих субстанцию. Вы распознаете, что они сотканы из света, потому что вы приучили себя к этому. Также вы распознаете, что они являются чистыми видениями природы вашего ума. И благодаря преимущественно этому распознанию вы сможете достичь освобождения в бардо.
Ученик: Когда мы интенсивно занимаемся практикой, то иногда может приснится сон о каком-то человеке, которого мы не очень хорошо знаем. Во время сна мы можем увидеть, что с ним будет происходить, причем позже в обычной жизни, в состоянии бодрствования это действительно с ним происходит. Есть ли какая-то причина, по которой мы увидели это во время сна?
Ринпоче: Такие сны снятся не всем. Согласно традиционному объяснению это происходит, потому что такие люди имеют определенное телосложение, определенную разновидность каналов. Их каналы иногда позволяют ясности их ума отражать будущие события. Отражение будущих событий в сознании человека, само по себе, не считается чем-то особенным. Единственное, что может быть особенным здесь, так это то, что каналы такого человека, скорее всего, более чувствительны, а это может быть полезным для них в некоторых контекстах.
Но даже для людей, у которых такое происходит, это случается время от времени, а не постоянно. Соответственно, это не является надежным, потому что вы не можете сказать является ли данный конкретный сон отражением будущих событий или это просто сон. Кроме того, вы не можете это контроллировать, то есть отразить будущие события по собственному желанию. Вы не можете создать образ будущего события, это просто происходит тогда, когда оно происходит, но даже это случается очень редко. Поэтому такая особенность, сама по себе, не считается ни плохой, ни хорошей. Единственное, что хорошего мы можем сказать об этом, так это то, что у такого человека чувствительные каналы. Соответственно, такие люди могут быть более восприимчивы к определенным видам практик, тем не менее, и насчет этого нет никаких гарантий.
Ученик: Обычно, когда мы спим, сон кажется очень реальным, пока мы не проснемся. В детстве я просыпался от снов, которые казались очень реальными, и задумывался не является ли состояние бодрствования тоже сном. Как мы можем знать, что мы не спим прямо сейчас?
Ринпоче: В этом нет никакой проблемы. Когда человек действительно обрел опыт в практике снов, он использует опыт распознания иллюзорной природы снов для распознания иллюзорной природы явлений в состоянии бодрствования (например, их непостоянтсво). В вашем случае, если вы задумываетесь об реальности состояния бодрствования после того, как проснулся ото сна, то вы можете использовать это для напоминания себе о иллюзорной природе явлений состояния бодрствования. Это может вам помочь или не помочь, но это определенно вам не навредит.
Ученик: Если во сне человек оказался в очень негативной ситуации, например, в измерении демонов, можно ли использовать данное понимание как опору для практики? Если вам снится, что вы в измерении демонов и вы получаете от них какое-то предсказание, то можно ли его использовать, если оно не приведет вас к неблагим ситуациям?
Ринпоче: Предсказание демонов не приведет к освобождению. По определению, демоны не могут привести вас на путь пробуждения, поэтому в их предсказании не может быть какой-либо абсолютной пользы. Лучшее, что вы сможете получить от предсказания демонов или от опыта контакта с ними, это, возможно, указание что вы можете сделать, чтобы временно улучшить ваши условия.
В общем случае, я не думаю что следование советам демонов является очень хорошей идеей. Единственное, что может быть в этом полезного, учитывая содержание вашего сна, если это напомнит вам о непостоянстве и вы извлекете из этого какой-то урок для себя.
Если кто-то видит демонов во сне, то, в большинстве случаев, такой человек не видит что-то внешнее. Особенно во сне, возникающие явления являются всего-лишь образами порожденными вашими мыслями. Вам не следует предполагать, что когда вам снятся демоны, вы действительно контактируете с внешними существами. Возможно, вы действительно контактируете, но это маловероятно. Тем не менее, если предположить, что видимое вами во сне не просто ваша мысль, а действительно является внешним существом, то, чтобы определить является ли это демоном или защитником, нужно ответить ему сочувствием. Если видимое вами является защитником, то, после порождения вами сочувствия, он мгновенно станет очень дружелюбным. Если же это был демон, то, после порождения вами сочувствия, он, скорее всего, просто исчезнет. Главное, что вы должны запомнить, это то, что большинство видимого вами во сне является всего лишь вашим воображением.
Ученик: Полезно ли в бардо, между состояниями бодрствованя и сна, развивать медитативное состояние ума?
Ринпоче: Если вы сможете это выполнить, тогда это будет полезным, хотя нет никакой гарантии, что вы сможете распознать это состояние. Описываемое вами является аспектом практики ясного света, и, как я говорил ранее в ответ на вопрос об осознанных сновидениях, каждая из данных практик полагается и опирается на практику предыдущих, поэтому их нельзя брать вне контекста. Необходимо начинать с полноценной практики йидама, на основе чего практиковать туммо, на основе которого практиковать иллюзорное тело, на основе которого выполнять практику снов, на основе которой делается практика ясного света. Их нельзя брать вне контекста, потому что каждая из них полагается на предыдущую.
В наши дни вся информация о практике изложена в книгах. Многие люди читают такие книги и пытаются сразу же делать такие практики. Я гарантирую вам, что вы не достигнете высших сиддх посредством игры с практиками, которые вы нашли в книгах. Возможно, вы достигнете некоторой разновидности мирских сиддх, но, скорее всего, данное мирское достижение будет всего лишь разновидностью забавы.
Ученик: Перед тем, как мы действительно встретим божество или обретем уверенность в махамудре, есть ли какие-либо определенные знаки, внешние или внутренние, что мы проникли в сознание хранилище? Помогает ли этому как-нибудь благословение божества?
Ринпоче: Сознание всеосновы является чем-то нейтральным. Это не что-то хорошее, поэтому это не считается прорывом. Сознание всеосновы, это просто основа для накопления благих и неблагих отпечатков. Нет каких-либо знаков или какого-либо определенного опыта контакта с ним, проникновения туда или чего-то подобного.
Возможно, единственное из традиционных объяснений, что имеет хоть какое-то отношение к вашему вопросу, связано с практикой шаматхи, когда вам ум приходит к такому состоянию покоя, что не проявляются никакие привычки. Один из способов описать такое состояние заключается в том, что функции ума временно утихли в сознании всеосновы.
Ученик: Может ли такое произойти в результате практики йидама?
Ринпоче: Это не является невозможным. В общем случае, опыт практики шаматхи поможет в практике стадии зарождения. Также практика стадии зарождения, где вы одноточечно фокусируете свой ум на деталях проявления божества, является разновидностью шаматхи. Можно сказать, что посредством практики стадии зарождения вы развиваете состояния неконцептуальности, и если вы полностью развили это состояние и пребываете в нем, то ваш ум успокаивается в сознании всеосновы.
Ученик: Когда я слышу о гуру йоге, мне кажется что происходит фиксация на гуру. Как можно развить преданность к гуру, не фиксируясь на нем?
Ринпоче: В практике гуру йоги вы действительно фиксируетесь на гуру. В наиболее общем смысле слова "фиксация" можно сказать, что качество фиксации то же, но на деле эффект весьма отличен. Разновидность фиксации, являющаяся источником всего неблагого, это фиксация на себе вида: "Я хочу это. Мне нужно то. Я должен быть таким", и так далее. Фиксация в виде преданности ближе к переживанию благоговения или изумления направленное на образ гуру в силу восхищения его качествами. Это можно назвать фиксацией в смысле направления ума, но это не фиксация в смысле централизации.
Ученик: Ринпоче, вы упомянули практики каналов и ветров. Не могли ли бы вы немного рассказать о них, особенно, в контексте их эффекта на внутреннюю составляющую практики?
Ринпоче: Практиками каналов и ветров занимаются только лучшие из йогинов, самые продвинутые практикующие. Если практикующий выполнет эти практики корректно, то он несомненно достигнет состояния будды за одну жизнь. Все практики школ кагью, ньигма, сакья и гелуг, которые обрели состояние будды за одну жизнь, достигли этого посредством практики каналов, ветров и тигле.
Основой практики является то, чем мы уже внутри себя обладаем. Сама практика включает в себя, прежде всего, тщательное очищение омрачений и собрание накоплений, а также, связанное с практикой, поведение, которого необходимо придерживаться в контексте сто процентного безошибочного соблюдения всех обетов и самай. Честно говоря, разговоры о достижении состояния будды за одну жизнь посредством этих методов являются больше делом прошлых времен. Тем не менее, если вы хотите заняться этими практиками, вы должны сделать трехлетний ритрит. И хотя я не могу гарантировать вам, что вы достигнете результата этих практик посредством выполнения трехлетнего ритрита, но, по крайней мере, вы сможете выучить и приспособиться к ним.
Результат, который вы достигнете посредством практик, зависит от вашего усердия. Калу Ринпоче, когда он обращался к участникам первого западного трехлетнего ритрита во Франции, говорил следующее: "Вы будете лучшими ламами и вы будете худшими ламами. Я говорю, что вы будете лучшими ламами, потому что наставления, переданные мной вам, являются лучшими, и если вы будете практиковать с совершенным усердием, то вы достигнете совершенного результата. Я также говорю, что вы будете худшими ламами, потому что если вы будете практиковать без усердия или совсем не будете практиковать, то вы вообще не получите никакого результат. Результат целиком и полностью зависит от вас."
Ученик: Ранее я немного слышал и о туммо, и о стадии завершения, но здесь я в первый раз услышал что между ними есть какая-то связь. Вы только что сказали в ответ на предыдущий вопрос, что возможно достичь состояния будды посредством практики каналов и ветров. Является ли это тем же самым что и туммо или нет? И еще, как туммо соотносится со стадией завершения?
Ринпоче: Иногда эти термины используются для обозначения одного и того же, но термины все таки достаточно отличны, поэтому лучше думать о них как о трех разных вещах. Под термином каналы и ветра иногда подразумевают практики, использующие каналы и ветра, а иногда структуру ваджрного тела. Под каналами понимаются кармические каналы и каналы мудрости, по которым движутся ветра. Под ветрами понимаются грубые и тонкие ветра. Грубые ветра состоят из воздуха, которым мы дышим, а тонкие ветра состоят из потоков тонкой энергии внутри каналов тела. Любая практика, использующая каналы и ветра, относится к практикам каналов и ветров. Туммо является одной из таких практик. По сути, туммо, это техника работы с каналами и ветрами, а порождение физического тепла, это одна из её польз.
Стадия завершения может включать в себя такие практики, но типичное определение стадии завершения заключается в растворении образа божества в состоянии неконцептуальности и пребывание в нем, выполняемое в конце сессии медитации на божество. Если распознание природы ума присутствует во время пребывания в неконцептуальности наподобие того, как это делается в практике махамудры, тогда это можно назвать подлинной практикой стадии завершения.
В общем случае, в системе сутр махамудра практикуется путем исследования природы ума, а в системе тантр она распознается посредством растворения образа божества. В идеале такая практика - и я говорю это на основе того, что я прочитал, я не утверждаю, что у меня есть такой опыт - позволит практикующему растворить все заблуждения и неведение и пребывать в состоянии безошибочной мудрости.
Ученик: У меня исторический вопрос. Когда вы рассказывали о знаках туммо, вы сказали не носить мех, иначе мы не сможем определить были ли какие-либо знаки или нет, а также, что туммо надо практиковать в холодных местах. Поскольку практика туммо пришла из Индии, в которой очень жарко, то в каком виде практику туммо делали в Индии? Была ли эта другая практика, нежели делаемая в Тибете?
Ринпоче: Пратика позволяет вам контролировать температуру, поэтому если вы практикуете в жарком месте вы можете себя остудить, и в случае холодного места можете себя согреть. Она позволяет вам уравновесить температуру. Иначе, как и подразумевается в вашем вопросе, если бы индийские практикующие туммо могли бы только повышать температуру, то во время жаркого лета на индийских равнинах, это было бы ужасной практикой.
Ученик: Если я правильно понял, вы сказали что есть взаимозависимость между дыханием и внешними явлениями. Вы можете это объяснить?
Ринпоче: Теория, объясняющая использование дыхания с целью предсказаний, довольно тонка и тяжела для понимания. Она является одной из тем изложенных в книге "Глубокий Внутренний Смысл" написанной Третьим Гьялва Кармапой. Это доктрина соотношения внешнего, внутреннего и альтернативного или другого. По сути, это означает, что движение или цикл во внешнем мире, например, флуктуации элементов, движение солнца, луны, звезд и так далее, соотносятся с внутренними движениями ветров и тигле по каналам тела. Соответственно, если человек чувствителен к данным внутренним движениям, то он может определить благоприятность, неблагоприятность и так далее внешнего события. Из-за того, что существует данное соотношение, взаимосвязь между дыханием и внешними феноменами не считается чем-то случайным. Если бы она была случайной, тогда вы не смогли бы её применять как основу для предсказаний.
Ученик: Во время утренних учений, когда вы говорили по тибетски, я заснул. И пока я спал, я понимал тибетский язык. Когда я проснулся, я перестал его понимать. Мне просто показалось, что я понимал тибетский язык?
Переводчик: Именно так мы и переводим!
Ринпоче: Скорее всего, вам показалось, что вы его понимали. Ощущение, что вы понимаете тибетский пока вы спали, было результатом вашего намерения слушать, которое было последним, о чем вы думали перед сном, и, соответственно, это и произошло, когда вы заснули.
Этот вопрос поднял очень важную особенность состояния сна. Обычно, мы считаем, что состояние сна абсолютно бесполезно, оно морально нейтрально и в нем нет какой-либо возможности или опасности, но на деле это не совсем так. Состояние сна в основном нейтрально, но ваше намерение прямо перед засыпанием, к лучшему или к худшему, придает сну определенную моральную значимость. Если вы засыпаете с благим намерением, например, с намерением слушать учение, то это окрашивает содержимое вашего ума на протяжении всего состояния сна. Соответственно, в этом случае ваш ум пребывает в благом состоянии на протяжении состояния сна. Если вы засыпаете с неблагим намерением или негативным состоянием ума, тогда именно это будет пребывать и окрашивать содержимое ума на протяжении состояния сна.
(c) перевод с английского "Karma Chakme's Mountain Dharma as taught by Khenpo Karthar Rinpoche, Volume Three"
SARVA MANGALAM