Геше Таши Тсеринг - Тантра - Глава 2, Часть 2

Dec 19, 2012 11:42

НБВЖС

Посвящение

На санскрите термином, обозначающим посвящение, является abhisheka, который часто переводится как "наделение силой". Этот термин обладает множеством оттенков смысла. Существуют три вида посвящения:
  • причинное посвящение;
  • посвящение пути;
  • посвящение плода.

Первое, причинное посвящение, приводит ум к созреванию, что позволяет практикующему войти в ваджраяну и выполнять практику божества. Второе, посвящение пути, даруется, когда практикующий достигает высокого уровня и имеет необходимость в нем для дальнейшего продвижения. Когда практикующий полностью очищает все омрачения и реализует все качества, то даруется последнее, посвящение плода. В данной книге мы рассмотрим только причинное посвящение.

Важно помнить, что основой для получения посвящения является прибежище, и не просто прибежище практика хинаяны, а прибежище махаяны, где мы решаем достичь просветления настолько быстро, насколько это возможно, чтобы освободить всех живых существ от страданий. Также мы должны стремиться развивать не только бодхичитту устремления, но и бодхичитту действия. Путь бодхисаттвы занимает множество жизней, эоны времени. Для практика ваджраяны невыносимо, что придется ждать так долго и что всё это время живые существа будут страдать. Поэтому, чтобы освободить их от страданий настолько быстро, насколько это возможно, мы решаем без промедления достичь просветления, несмотря, насколько будет тяжел путь или как много сложностей придется преодолеть. Если мы обладаем этой особой альтруистичной мотивацией и глубоким познанием пустоты, тогда у нас есть всё необходимое для получения посвящения.

Несмотря на то, что существуют четыре класса тантр, средние два из них не так распространены, как крийя и аннутарайогатантра, особенно в традиции Гелуг тибетского буддизма. Не обязательно начинать с крийя тантры и постепенно осваивать последующие классы, тем не менее, вначале полезно получить посвящение в божество крийя тантры из-за относительной простоты выполнения практики. Но вне зависимости с какого класса тантр мы начнем, в любом случае, нам необходимо получить посвящение от квалифицированного ваджрного мастера.
Цели посвящения

Ваджрный мастер может провести один из двух видов ритуалов посвящения. Первый, по тибетски называется wang, что в свободном переводе означает "принадлежит мне". Именно это мы обычно подразумеваем под посвящением, то есть под ритуалом, дарующим право на практику. Но термин "посвящение" также может указывать на второй вид, называемый по тибетски jenang. Jenang это тоже риутал, дарующий право на выполнение практики божества, но он не считается посвящением, так как не содержит посвящения сосуда, которое мы обсудим позже. Во время janang'а ваджрный мастер просто знакомит ученика с божеством посредством благословления ученика телом, речью и умом божества. Для того, чтобы получить jenang в определенный класс тантр, нам необходимо уже иметь посвящение либо в этот же класс, либо в более высокий.

Основными целям посвящения, то есть wang'а, являются получение права выполнять практику этого божества, визуализировать себя в форме божества, использовать символические атрибуты, находящиеся в руках божества, например, ваджру и колокольчик, изучать комментарии на практику этого божества и выполнять практики связанные с ним, обычно по тексту садханы.

Существует особая причина, по которой получение посвящения от полностью квалифицированного ваджрного мастера является важным. Дело в том, что посвящение дарованное таким мастером идет от его или её учителя, который в свою очередь получил его от своего учителя и так далее. Тибетское слово обозначающее тантру это gyu, что дословно обозначает "континуум" или "линия передачи". В этой традиции мы получаем то, что было передано от одного реализованного практикующего к другому, начиная от самого первого, достигшего реализации этой практики, вплоть до наших дней. Получая посвящение, мы пониманием, что имеет место подобная преемственность, и что учитель, дарующий посвящение завершил ритрит либо по начитыванию определенного количества мантр, либо до достижения видения божества. Данная чистота линии передач практики является жизненно важной для успешной практики божества.

Получая посвящение, мы получаем энергию линии передач данной практики. Без посвящения мы можем визуализовать божество, начитывать мантру, читать тексты, но наш ум будет не в состоянии выполнить все эти вещи правильным образом. Поэтому получение посвящения от живого существа, являющегося частью линии передач, это фундамент для практики ваджраяны.

Получение посвящения не означает, что мы просто должны на нем присутствовать. Недостаточно просто сидеть и получать субстанции посвящения во время ритуала, кроме этого нам необходимо участвовать во всем процессе визуализации. В конце трехдневного посвящения Калачакры в Лос Анджелесе в 1989 году Его Святейшество Далай Ламу спросили как много людей из тысяч присутствующих действительно получило посвящение и он ответил: "Почти никто". И это учитывая, что на посвящении присутстовало много уважаемых лам! Мы не можем утверждать, что действительно получили посвящение, если мы в нем активно не участвовали.

Кроме участия в посвящении, также необходимо твердое решение выполнять принятые обязательства по практике. Во время посвящения мы сначала принимаем некоторые обеты, например, один или более обетов из пяти обетов мирян, потом мы принимаем обеты бодхисаттвы. Все перечисленное является обязательным, если мы не готовы принять обеты, значит мы не готовы получить посвящение. Очень важно держать полученные обеты в чистоте. Предварительным требованием для получения обетов бодхисаттвы, является полученные обеты хинаяны, например, пять мирских обетов или монашеские обеты. Сам будда, во многих случаях, говорил, что обеты необходимо получать поэтапно. Поэтому сначала мы принимаем мирские обеты, потом монашеские и так далее.
Предварительное посвящение

Во время посвящения вас попросят медитировать, а ритуал будет проводиться с использованием эзотерического языка, поэтому будет полезным разобраться в этом процессе еще до того, как вы получите посвящение.

Посвящение состоит из трех этапов:
  • ритуал земли;
  • предварительное посвящение (подготовка);
  • основное посвящение.

Первый этап посвящения, ритуал земли, проводится исключительно ваджрным мастером. Место, где будет проведено посвящение, освящается, и если была построена песочная мандала, тогда и она тоже.

На втором этапе, предварительном посвящении, ваджрный мастер дарует обеты прибежища, бодхисаттвы и, если даруется посвящение аннутарайогатантры, то и тантрические обеты. Ваджрный мастер знакомит учеников с мандалой божества посредством её описания, на основе которого учениками создается и поддерживается визуализация.

Мандала, или божественный дворец божества, это красиво украшенное квадратное здание, стоящее на огромной вишва ваджре. Некоторые дворцы окружены кольцом погребальных земель, огнем и оградой из ваджр. У каждой мандалы есть четыре двери, по одной на каждую из четырех основных сторон света. Перед окончанием предварительного посвящения, ваджрный мастер приведет учеников в их визуализации к восточной двери, чтобы ученики пребывали у входа в мандалу божества.

Посвящения в низшие классы тантр обычно занимает один день, тем не менее, есть исключения, например, "великое" посвящение Тысячерукого Авалокитешвары занимает два дня. Более сложные посвящение занимают два и более дней, например, посвящение Калачакры занимает три дня. В таких случаях, в первый день совершают подготовку, во время которой освящается земля и даруется предварительное посвящение.

В конце дня, ваджрный мастер дает каждому ученику освященный красный защитный шнурок. Эти шнурки имеют длину в один кубит (расстояние, примерно, от кончика пальцев до локтя) и три узла. Также ученикам выдается две травинки куша различной длины. Говорится, что Будда сидел под деревом бодхи на сидении именно из этой травы. Трава куша символизирует очищение и используется для обретения ясной концентрации. Травинки кладут под кровать, короткую поперек под подушку, а длинную вдоль под матрас. И учеников просят запомнить сны, которые им снились прямо перед рассветом, чтобы узнать содержат ли они какие-либо благоприятные или неблагоприятные знаки.
Основное посвящение

Основное посвящение может состояться только после завершения первых двух этапов. Состав основного посвящения различается в зависимости от класса тантр.

Существуют четыре уровня причинного посвящения:
  • посвящение сосуда;
  • тайное посвящение;
  • посвящение мудрости-знания;
  • посвящение драгоценного слова.

Посвящение, свойственное всем классам тантр, это посвящение сосуда, которое подразделено на шесть посвящений. Для аннтурайогатантры дают больше посвящений сосуда, для низших тантр меньше. Таким образом, посвящение сосуда крийя тантры содержит два посвящения, чарья тантры три, йога тантры все шесть. Посвящение соcуда аннутарайогатантры содержит все шесть и еще три дополнительных. В Таблице 1 перечислены посвящения сосуда для каждого из класса тантр.
Посвящение Крийя тантра Чарья тантра Йога тантра Аннутарайогатантра Посвящение воды V V V V Посвящение короны V V V V Посвящение ленты V V V Посвящение ваджры и колокольчика V V V Посвящение имени V V V Посвящение ваджрного мастера V V
Таблица 1. Посвящения сосуда в четырех классах тантр

Перед началом первого посвящения сосуда, то есть посвящения воды, ученики находятся вне мандалы у её восточного входа. Перед тем, как ученики в него войдут, им выдается цветок для совершения подношения божеству. После объяснения происходящего, ваджрный мастер открывает восточную дверь и снова дает обеты прибежища и бодхисаттвы (в случае посвящения аннутарайогатантры, то и тантрические обеты). Это те же самые обеты, что и в предыдущий день, только на этот раз они даются ученикам уже внутри мандалы.

Посвящение воды имеет такое название, потому что ваджрный мастер освящает воду в сосуде, называемый bumpa, и распространяет её среди учеников, чтобы они сделали несколько глотков для очищения пяти скандх. Посредством данного очищения ученики становятся способны визуализировать божество.

Второе посвящение (и последнее в крийя тантрах) это посвящение короны. На алтаре, в месте проведения посвящения, будет расположена корона с пятью секциями. Это является символом пяти дхьяни будд, каждый из которых ассоциирован с определенной скандхой. В нашем обыденном восприятии у нас в наличии тело и ум с пятью омраченными скандхами. В состоянии плода практики ваджраяны наши скандхи предстают как пять дхьяни будд.

Сутраяна утверждает, что наши скандхи омрачены до тех пор, пока мы не достигнем полного просветления. В ваджраяне говорится, что у каждой скандхи есть различные тонкие уровни, начиная от грубых и сильно омраченных до тонких, вплоть до очень тонких и очень слабо омраченных. Также в ваджраяне утверждается, что каждая из скандх на самом тонком уровне обладает фундаментальной чистотой. Посредством практики они очищаются и становятся пятью дхьяни буддами. Поэтому корона символизирует очищенное состояние пяти скандх в виде пяти дхьяни будд. Посредством этого ученики визуализирует свои пять скандх как божеств.

В крийя тантре есть только два из пяти посвящений сосуда, оба из которых нацелены на очищение тела. Если мы принимаем посвящение во второй класс тантр, то есть в чарья тантру, то в дополнении к посвящениям воды и короны нам даруются посвящения ленты, ваджры-и-колокольчика и имени. Посвящение ленты очищает речь, посвящение ваджры и колокольчика очищает ум, и посвящение имени очищает активности.

Все эти посвящения называются посвящениями сосуда, потому что по окончанию каждого из них ученику дают сделать глоток воды из освященного сосуда. Данные пять посвящений, взятые вместе, часто называют посвящениями ваджрного ученика.

В третьем классе тантр, то есть йога тантрах, ученик получает первые пять посвящений сосуда и посвящение ваджрного мастера. Посвящение ваджрного мастера делится на четыре посвящения:
  • предсказание;
  • утверждение в ваджрном поведении;
  • активности;
  • введение.

В посвящении предсказания, ваджрный мастер подзывает к себе ученика (или представителя группы, если собралась большая толпа) и просит его или её бросит зубочистку на мандалу разделенную на пять частей, то есть на четыре основных направления и центр. Направление, куда упадет зубочистка, определяет семейство будд, к которому принадлежит ученик, в чем и состоит предсказание. Например, если зубочистка упала в направлении севера, тогда ваджрный мастер говорит: "В будущем ты достигнешь просветления в аспекте Амогхасиддхи".

Следующее посвящение это посвящение утверждения в ваджрном поведении. После этого посвящения ученикам запрещается раскрывать тайное божество другим. Вследствие очень тонкой природы тантрической практики и отношений с божеством, существует большое поле для возникновения недопонимания и неправильного применения в случае, если тантрические учения будут услышаны вне контекста. По этой причине нас просят хранит божество в тайне ото всех, кроме наших ваджрных братьев и сестер, то есть тех, кто получили то же самое посвящение, что и мы.

Третье, посвящение активностей, схоже с посвящением ваджры и колокольчика в чарья тантрах. В нем ученикам физически дают подержать ваджру и колокольчик, которые символизируют метод и мудрость. С этого момента, ученики не должны расставаться с ваджрой и колокольчиком.

В последнем посвящении ваджрного мастера, посвящении введения, ваджрный мастер знакомит учеников с божестом, которое тем самым становится их личным божеством. После получения посвящения ваджрного мастера, взятия тантрических обетов и окончания ритрита по божеству, на которое было получено посвящение, ученики имеют право даровать эти посвящения другим.

Оставшиеся три посвящения - тайное, мудрости-знания и драгоценного слова - даруются только в аннутарайогатантре.

По сравнению с посвящениями сосуда и ваджрного наставника данные посвящения не имеют подразделов, и только в тайном посвящении ученикам даются ритуальные субстанции. Во время этих посвящений ученики главным образом медитируют, в то время как ваджрный мастер объяснят смысл даруемых посвящений.

В аннутарайогатантрах первое посвящение, посвящение сосуда, даруется для того, чтобы ученик был способен практиковать стадию зарождения, а оставшиеся три для того, чтобы был способен практиковать стадию завершения. Мы рассмотрим стадии зарождения и завершения аннутарайогатантр в последних трех главах книги.

(c) перевод с английского "Geshe Tashi Tsering - Foundation of Buddhist Thought Volume 6 - Tantra"

глубины жизни, психотехники, качество в примерах

Previous post Next post
Up