Та заводская проходная

Jan 02, 2025 02:32




Когда советскому режиссеру нужно разместить в кадре пять персонажей, а камера уперлась в заднюю стенку...
(Шумный день, 1961, реж. Анатолий Эфрос и Георгий Натансон)

По совпадению вчера пересматривали Уайлдера того же года. Уайлдер не особо известен как мастер экранной композиции, но в декорациях делает с фигурами что захочет, Фассбиндер носа не подточит. Конечно, когда нужно, кровь из носа, усадить пять человек за стол, приходится сажать пять человек за стол:




Но тут, разумеется, совсем другие щи, и камере есть куда отъехать. Кстати, при пересмотре пришло в голову, не украл ли Гайдай из этого фильма троицу Труса, Балбеса и Бывалого, несколько напоминающую трех комиссаров. Хронологическая сверка показала, что все интереснее. Первая короткометражка о ТББ, Пес Барбос и необычный кросс, появилась в тот же год (!) и якобы была впервые показана уже в мае на Каннском фестивале. Уайлдер начал снимать Раз, два, три в июне; вряд ли бы ездил в Канн смотреть советское кино; и в любом случае должен был раньше закончить кастинг. Но любопытно типажное и хронологическое совпадение. Три комиссара, конечно, наследуют трем комиссарам из Ниночки, но те были гораздо менее карикатурными (в 1939-м смеяться над Советами было нельзя). В остальном уайлдеровская и советская троица полностью аналогичны: ТББ - те же три комиссара, без чувства юмора, без способности к рефлексии и пр., только вставшие в жизни на путь частного, а не государственного криминала.





Попутно вскрылась другая история. Оказывается, Пес Барбос основан на стихотворном фельетоне украинского поэта Степана Олейника (написанном на украинском языке); таким образом, ретроспективно Труса, Балбеса и Бывалого можно рассматривать как фигуры, созданные с русофобской позиции. Год спустя Олейник еще более отличился, но мне уже лениво живописать, поэтому просто процитирую экстремистский ресурс "Википедия":

3 марта 1962 года в «Правде» был опубликован стихотворный фельетон «Гиревик» поэта Степана Олейника, ударивший по офицерам-отставникам. Фельетон был направлен на дискредитацию военных пенсионеров. Герой рифмованного опуса - 42-летний отставной офицер - был представлен общественности как закоренелый тунеядец и бездельник.

P. S. Кстати, забыл сказать, что бездарный судя по всему Шон Бейкер использует уайлдеровский сюжет в Аноре (соединив его с Красоткой). 

pictures, film_directors, films, vatnikland, russians, russian_cinema

Previous post Next post
Up