Dec 10, 2024 14:35
Двадцать лет назад Альбер Дюпонтель и Кловис Корнийак сыграли вместе в фильме Жене Долгая помолвка. Не так давно с интервалом в несколько лет они по очереди экранизировали две первые части трилогии гонкуровского лауреата Леметра, в которой сюжеты бульварных романов позапрошлого века (а-ля Дюма, Сю и т. п.) помещены в период интербеллума. Дюпонтель в своей картине транслирует с того света Феллини не хуже любого медиума - хотя и с несомненной добавкой какого-то собственного паскудного мироощущения. Смотреть фильм неприятно, длительное гадкое послевкусие убедило меня никогда больше не давать шансов режиссерским работам этого интересного актера (кажется, я когда-то пытался посмотреть у него что-то еще и не продвинулся дальше нескольких минут). Два года назад Корнийак экранизировал вторую часть трилогии и, по странному совпадению, тоже вызвал стойкую ассоциацию с ушедшим режиссером, только в этом случае с Отан-Лара. Его классическая в лучшем смысле слова режиссура уважительно обращается с камерой и пространством, его мизансцена построена на общих планах, его ракурсы раскрывают глубину кадра, не будучи при этом раздражающе броскими. Фильм открывается четырехминутной сценой, представляющей всех основных персонажей одним непрерывным планом, в котором камера плавно движется через несколько локаций в доме, во дворе перед домом, возвращается в дом, поднимается на кране на второй этаж и в конце фокусируется на среднем плане с важной сюжетной информацией. Французские критики снисходительно (или не очень снисходительно) покритиковали режиссуру как старомодную, зато отметили блистательный сценарий гонкуровца. На деле все обстоит, конечно, наоборот: мизансцены Корнийака - единственное, что держит на себе слабый, собранный на живую нитку, рассыпающийся по ходу дела сюжет и даже придает истории подобие увлекательности несмотря на гонкуровскую посредственность. Французы готовы читать и нахваливать n'importe quoi, это давно замечено. Думаю, что несравненная красота и пластичность языка сыграла с ними злую шутку, лишив литературного вкуса: хитросплетения слов для них самодостаточны.
elective_affinities,
language,
films,
literature,
directors,
the_french,
actors