Pubertas praecox

Jan 14, 2024 13:53

В XVIII веке Иоганн Себастьян Бах слышал в лейпцигском церковном хоре 17-18-летних мужчин, поющих сопрано. В 1850 году в Англии менархе наступало в среднем между 16 и 17 годами. В наше время в Европе мужские голоса ломаются в среднем между 12-ю и 13-ю, в том же возрасте у девочек наступает первая менструация. С 1970 года средний возвраст менархе снижался примерно на три месяца каждое десятилетие. В XXI веке все более частыми становятся случаи экстремально раннего пубертата - раньше 8 лет у девочек и раньше 9-и у мальчиков. В период локдаунов 2020-21 годов количество таких случаев утроилось в Германии и Турции.

В общем и целом наука не знает, почему это происходит. Естественно, есть версия о более качественном питании, но она связывает гормональные эффекты с увеличением жировой массы, тогда как практика этого не подтверждает: например, в Дании дети на протяжении десятилетий сохраняют один и тот же средний вес, а количество случаев pubertas praecox все равно в мировом тренде к росту.

Единственная, судя по всему, корреляция, которую пока удалось достоверно установить, это более ранний пубертат у детей, которые подверглись психологическому и сексуальному насилию.

Противоположный и еще более ярко выраженный тренд - замедление эмоционального, психологического и социального созревания. Разрыв между пубертатной и социальной зрелостью может достигать полутора десятилетий и больше: "грудь появляется в 9, съезжают от родителей в 30".

Иначе говоря, в отчаянной борьбе за свое материальное благополучие, при полном игноре, или скорее отрицании нематериальной сферы (любая психодинамика, не-материалистическая психология, маргинальна с точки зрения науки), человечество расшатало механизмы психологической адаптации, а с ними и биологию. Наука, разумеется, в упор не видит очевидного, зато получила пищу для многих тысяч диссертаций об "эволюционных" причинах дисбаланса. 

science

Previous post Next post
Up