Oct 04, 2012 13:58
Предложен методический инструментарий формирования стратегии развития торговой деятельности промышленных предприятий направлен на оптимизацию показателей эффективности деятельности; усовершенствован метод оценки потенциального спроса и экономико-математическая модель оптимизации планов развития торговой деятельности промышленного предприятия, направленную на максимизацию прибыли и дохода от реализации продукции; приведены результаты апробации методического инструментария формирования стратегии развития торговой деятельности на конкретном промышленном предприятии.
На основе проведенных теоретических и аналитических исследований доказано, что недостаточная реализация возможностей от осуществления торговой деятельности промышленными предприятиями предопределяет целесообразность разработки стратегии развития торговой деятельности с целью повышения эффективности предприятия. В связи с этим предложен методический инструментарий формирования стратегии развития торговой деятельности промышленных предприятий, который состоит из этапов, представленных на рис.1. Данный инструментарий был апробирован на примере ЗАО "Хлебозавод Салтовский", где подтвердил свою высокую эффективность.
На первом этапе проведен анализ и прогнозирование факторов внешней и внутренней среды на основе выделенных факторов, которые больше всего влияют на торговую деятельность промышленных предприятий хлебопекарной отрасли. Отмечено, что, несмотря на снижение производства и продажи хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения в Украине на протяжении 2002-2004 годов, возможностью для развития хлебопекарной промышленности является увеличение доходов и расходов домохозяйств. Последнее положение способствует повышению потребления хлебных продуктов. Согласно этому разработан прогноз производства хлеба и хлебобулочных изделий в Харьковской области на 2003-2008 годы, который свидетельствует о возможности некоторого повышения их производства (рис. 2).
Дальнейшие этапы формирования стратегии развития торговой деятельности промышленного предприятия основываются на результатах стратегического анализа. Обобщения информации о возможности и угрозы внешней среды и сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия позволило составить карту и матрицу SWOT, на основе которой были сформулированы цели и сценарии развития ЗАО "Хлебозавод Салтовский". Главными целями предприятия при осуществлении торговой деятельности является максимизация прибыли и дохода от продажи продукции. Уровень увеличения прибыли является главным показателем эффективности принятой стратегии развития торговой деятельности, а доход от продажи отражает результаты реализации продукции предприятия, направленные на удовлетворение потребностей потребителей в продукции и характеризует масштабы деятельности предприятия, определяет его долю на рынке.
Следующие этапы формирования стратегии развития торговой деятельности направлены на реализацию главных целей предприятия. Первыми из них являются этапы формирования возможных видов продукции и оценки затрат. Выделение этих этапов целесообразно потому, что именно продукция, которая будет производиться и реализовываться в процессе торговой деятельности, ее себестоимость, цена и объемы продаж определяют эффективность стратегии развития торговой деятельности. При этом оцениваются затраты на всех этапах жизненного цикла продукции, в том числе на разработку и производство продукции, ее хранения и транспортировки, создание торговой сети, рекламу и продвижение продукции, стимулирование продаж, обучение торгового персонала, его работу и т.д.. При оценке расходов учитывается также специфика различных рынков, на которых она будет реализоваться в зависимости от географического региона и масштаба рынка.
Оценка возможных продаж продукции промышленного предприятия является одним из важнейших и сложных этапов. В связи с этим, предложен метод оценки спроса на продукцию, основанный на анализе уровня конкурентоспособности продукции с помощью метода экспресс-анализа. Оценка спроса начинается со сбора информации о продукции, спрос на которую надо определить. Затем выявляются цена и основные показатели качества продукции, на основе которых определяется сумма взвешенных показателей качества. Для оценки конкурентоспособности хлеба и хлебобулочных изделий применена система показателей, которая включает органолептические и физико-химические показатели. После определения суммы взвешенных показателей качества предложено два варианта оценки спроса в зависимости от возможности получения информации. Согласно первому варианту далее определяется цена взвешенной качества продукции с сопоставлением цен и принимается решение о конкурентоспособности продукции. Она выше в продукции, в которой цена взвешенной качества ниже. Потенциальный спрос на продукцию промышленного предприятия определяется с предположением, что предприятия-конкуренты поделят потенциальный рынок обратнопропорционально цене взвешенной качества их продукции с учетом прогнозного объема спроса на данном рынке. Второй вариант предусматривает составление множества эффективных альтернатив, под которой понимается набор вариантов с характеристиками, невозможно улучшить отношении сумм взвешенных показателей качества и цены продукции, и отсеивания такой, которая имеет большую цену единицы взвешенной качества по сравнению с аналогами. Далее отбирается продукция имеет цену не выше максимально допустимой, исходя из покупательной способности потребителей и оценивается для каждой категории потребителей количество тех, кто не только имеет возможность приобрести, но будет испытывать потребность в данной продукции.
По результатам оценки спроса, согласно первому варианту, установлено, что продукция ЗАО "Хлебозавод Салтовский" является наиболее конкурентоспособной среди производителей-конкурентов Харьковской области, а возможный объем продаж продукции может составить в 2006 году 53,2 тыс. т, в 2007 г. - 53,8 тыс. т, к 2008 году достигнет 54,6 тыс. т.