29 июля 1923 года в газете «Советская Сибирь» публикуется очерк А. Кручины «В глухом углу, в Кузнецке» - один из редких очерков о Кузнецке времен до строительства КМК.
Там довольно большая по объему историческая справка, приличный такой кусок про роговщину и взгляд на город Кузнецк в 1923 году, лет за 5-7 до развернувшейся неподалеку грандиозной стройки.
Вот, общая атмосфера, которая предстала перед автором очерка:
Город - пустыня ...
Пробежит через улицы, поджав хвост собака, и снова часами на улицах ни души ...
А улицы ровные, как линейки, и хорошо видно их, от начала до конца, из центра города, с горы, где расположены грязные с облепившейся штукатуркой дома-ящики, «присутственные места».
И кажется, что, город чем-то придавлен, измят скукой, трусливо прижался к земле, боится чего-то, не живет, не дышит.
Свежий человек посмотрит с возвышения на эту картину и сразу почувствует себя скверно.
Словно на тюремной прогулке между затхлых стен казематов, без выхода, без просвета.
Лишь крепость старинная, Кузнецкая, забравшаяся на гору еще выше «присутственных мест», мудра, спокойна, по-старушечьи смотрит на окружающее.
Сотни лет она занимает свой наблюдательный пост, многое видела на своем веку, и тяжелыми следами кровавой роговщины ее не удивишь ...
Высокие, из огромных каменных глыб, стены крепости, сделанные руками каторжан, покрылись плесенью ...
Виднеются развалины тюрьмы ... Серыми и морщинистыми выглядят каменные ворота - вход в крепость ... Точно воробьи комично топорщатся на стенах старинные петровских времен пушки ...
И ярким контрастом крикливо блестит на солнце недавно выкрашенный зеленый конусообразный купол старинной крепостной двухэтажной церкви.
Это Кузнецк.
Далее - несколько бытовых зарисовок...
Ну и, конечно же, позитивный взгляд в светлое будущее:
Сонная, вялая, нудная, тянется день за днем кузнецкая жизнь. В лавках кооперативов сладко зевают приказчики, по учреждениям служащие усердно ловят муху, спотыкаются, засыпая по ходу, обыватели, невзначай вылезшие из домашней перины на улицу.
Но не думай, читатель, что Кузнецк - это безнадежно гиблое место. Кузнецк спит, Кузнецк дремлет ... Но Кузнецк накануне красивого пробуждения.
У Кузнецка есть будущее.
Богатства, его окружающие - гарантия близкого расцвета жизни в этом захолустье.
Проводится Кольчугинская Новостройка. Тянется она к Тельбесу, где предполагается сооружение огромного металлургического завода.
С проведением железной дороги, оживут находящиеся неподалеку от Кузнецка каменноугольные копи - Ерунские и Абашевские, народятся новые, как, например, Осиновский рудник и др.
Жизнь вокруг Кузнецка закипит большая, интересная.
А вместе с ней встряхнется и покажет себя Кузнецк.
Имя этого города обязывает к тому, чтобы быть кузницей нового.
И с верой в то, что Кузнецк раздует горны и выкует себе более завидную долю, закончу эти свои беглые заметки-впечатления.
29 июля 1943 года сдана в эксплуатацию шахта «Абашевская».
29 июля 1990 года Госкомиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию родильного дома на 100 коек в Центральном районе. В это помещение переехал роддом №1, основанный в 1938 году.
В этом новом роддоме у меня сын и дочь родились, кстати =)
29 июля 2002 года приказом Министерства образования РФ №2953 Новокузнецкий государственный педагогический институт получил аккредитационный статус «академия», после чего, 19 сентября 2002 года, получил название Кузбасская государственная педагогическая академия.
Помню, долго мы очень привыкали после НГПИ к КузГПА... А сейчас что с названием - даже не знаю толком...