Инициативная группа движения «Сардарапат» в офисе «МИЖИ» 11 декабря организовала очередной круглый стол на тему «Политика и нравственность как вызовы 21-го века». Докладчиком выступил кинорежиссер Тигран Хзмалян. ARMENIA Today представляет его доклад.
Одной из наиболее известных и избитых сентенций современной общественной мысли стало утверждение о том, что эффективная и мудрая политика никак не связана с общечеловеческими понятиями о нравственности; более того - эти категории являются взаимоисключающими и несовместимыми. От Николо Макиавелли и Армана Ришелье до Бенъямина Дизраэли и Отто фон Бисмарка, на протяжении пяти последних веков европейская дипломатия и внешняя политика, казалось, доказывали неизбежность и непримиримость этих противоречий. Сформулированная французским кардиналом Ришелье концепция Raison d’etat , как и принцип Realpolitik, которого придерживались английский премьер Дизраэли и германский канцлер Бисмарк, по сути сформировали и определили политическую карту Европы на основе принципов военного могущества и противостояния государств.
Эти политические процессы, в частности, последние два государственных деятеля имели непосредственную связь с судьбой армянского народа, оставив след в его исторической памяти. Почти ритуальной прописной истиной стала для армян печально известная отповедь канцлера Бисмарка патриарху Хримяну о “железной и бумажной ложке”, то есть о несовместимости государственных интересов и силы оружия с принципами морали и человечности.
Армянский народ заплатил слишком высокую цену, чтобы забыть или игнорировать эти, кажущиеся неоспоримыми, реалии. Геноцид армян в Османской Турции оказался первым в 20-м веке трагическим столкновением чудовищных представлений о высших государственных интересах с принципами человечности и морали.
Наш апокалиптический национальный опыт повлиял на все формы выживания остатков армянского народа в ХХ веке - от гиперконцентрации на семейной жизни до появления зарубежных диаспор и попытки восстановления государственности. При этом у народа усиливалась убежденность в несовместимости политики с нормами человеческой морали. Крах Первой армянской республики и воцарение сталинской лагерной империи лишь усугубили это мрачное мироощущение в национальном сознании. Все это помешало нам в тех трагических обстоятельствах заметить и осознать проявлявшуюся с жестокой иронией истории ту закономерность в мировой политике, по которой все прославленные деятели и могучие участники коварных и хитроумных политических игр и интриг в течение жизни двух-трех поколений вдруг становились свидетелями и жертвами распада и банкротства собственных империй и политических союзов, построенных на принципах грубой силы и безнравственных идеологий. Германия, впервые объединенная в 1870 году железной волей Бисмарка, всего лишь через сорок лет оказалaсь перед лицом национального унижения, а еще тридцать лет спустя - на грани государственного уничтожения. Почти одновременно с карты мира исчезли огромные и грозные Османская, Австро-Венгерская и Российская империи, оставив после себя большие и маленькие обломки, которые до сих пор являются постоянным источником и ареной войн и революций, человеческих трагедий и несчастий. Бывшая владычица морей и континентов - Британская империя - сейчас вынуждена смириться с ролью второстепенного придатка одной из своих бывших колоний. Таким образом, все построения, созданные по законам “прагматичной” Realpolitik, то есть методами грубой силы и политического цинизма, обнаружили свою внутреннюю пустоту и уязвимость, в то время как отвергнутые с презрением и кажущиеся наивными идеалы нравственности и совести, вины и покаяния продолжают оставаться единственным средством духовного спасения человеческой цивилизации. Методами Realpolitik можно добиться лишь сиюминутных успехов, но нельзя достичь долговременного и надежного решения острых проблем ни в политике, ни в экономике, ни в дипломатии. И глубинные причины этого - в непреодолимых противоречиях между безнравственными средствами и высокими целями.
Конечно, сто лет назад армянский народ, захлебывавшийся в собственной крови, не мог заниматься подобным историко-философским анализом. К сожалению, за прошедший век национальная элита так и не удосужилась заметить и осмыслить эту новую и беспрецедентную тенденцию в мировой политике, возникновение которой не только совпало по времени с нашей национальной катастрофой, но даже сформировалась в непосредственной связи с ней и под ее влиянием. Речь идет о политике президента США Вудро Вильсона, который на Парижской мирной конференции 1919 года обнародовал свои принципы “нового миропорядка”, в соответствие с которыми государства отныне должны были руководствоваться в международных отношениях теми же моральными категориями, которые приняты между людьми. Кроме того, национальные интересы любого государства должны были подчиняться системе общечеловеческих ценностей, а международная безопасность и мировая стабильность теперь основывались на принципе самоопределения наций.
Это было своеобразной политической революцией, тем более, что инициатива ее исходила не от наивного представителя слабой и побежденной страны, а от лидера Соединенных Штатов Америки, ставших после первой мировой войны военной и экономической сверхдержавой. Более того, Вильсон немедленно принялся активнейшим образом доказывать и осуществлять на практике свои внешнеполитические принципы. Для армян особенно важно то обстоятельство, что одной из первых целей его новой политики было выбрано возрождение нашей истерзанной Родины, мандат на восстановление которой Лига Наций вручила именно Вудро Вильсону. Как известно, ровно через семь дней после подписания Вильсоном “армянского мандата” в Ереван вошли части Красной Армии. Поклонники Realpolitik- и здесь со злорадством отметят историческое поражение этой попытки и назовут ее ярким примером политической наивности и неприменимости моральных принципов в том, что они считают “жестокой реальностью”. Однако историческая реальность гораздо более сложна, чем им кажется. Даже данный эпизод вовсе не так однозначен, если вспомнить, что вожди Первой армянской республики в час испытаний руководствовались не нравственными принципами и высшими целями национального спасения, а также решили обратиться к пресловутой Realpolitik, маневрируя и заключая сомнительные договоры с противником, тем самым дезориентируя народ и искажая моральную подоплеку освободительной борьбы. В качестве обратных примеров достаточно назвать ставшие символами национальной доблести и нравственности битву при Аварайре или создавшее ту же Первую республику Сардарапатское сражение, где военные подвиги армянского народа воодушевлялись вовсе не хитроумной дипломатией, а духовным и моральным подъемом, когда сливались воедино национальная политика и человеческая нравственность.
Как бы то ни было, столкновение коварной Realpolitik и морали век назад в Армении закончилось потерей нашей кратковременной независимости. Однако мы не ставим задачу инвентаризации прошлых ошибок и упущенных возможностей, мы пытаемся проанализировать современные вызовы и шансы. Примечательно, что армянский провал вовсе не сломил политического идеализма Вудро Вильсона. Более того, идеи Вильсона преодолели традиционный американский изоляционизм и, по авторитетному свидетельству Генри Киссинджера, вся дипломатия США в ХХ веке проводилась под знаменем “вильсонианства”. От Рузвельта и Кеннеди до Картера, Рейгана и Клинтона - все эти президенты США объясняли политические победы своей страны и ее лидирующее положение в мире после двух мировых войн и “холодной войны” именно своей верностью принципам вильсоновского политического идеализма. Любопытно, что даже президент Никсон, известный политическим цинизмом, в годы своего правления украсил Овальный кабинет Белого Дома именно портретом Вудро Вильсона, а также потребовал доставить на свое рабочее место вильсоновский письменный стол. И хотя как раз при Никсоне произошел переход Америки к империалистическому экспансионизму, который в силу исторической иронии ведет ее через катастрофы Латинской Америки, Блажного Востока, Вьетнама, Ирака, Балкан и Афганистана тем же путем, коим уже проследовали все прежние мировые империи, тем не менее отметим ради справедливости, что именно принципы политического идеализма когда-то привели США к вершинам политического, экономического, финансового и военного могущества. Это важно помнить, ибо с Америкой или без нее, мировая политика продолжает развиваться по тому направлению, которое почти сто лет наметил Вудро Вильсон и основой которого является принцип самоопределения наций, более века разделяющий, взрывающий и уничтожающий большие и маленькие империи. Этот принцип еще двести пятьдесят лет назад сформулировали и использовали отцы-основатели Америки - Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон - противопоставив его империалистическому принципу территориальной целостности и таким образом освободив свою страну от колониального гнета Великобритании.
Вспомним один исторический эпизод: некая нация мирными демонстрациями и политическими заявлениями выражает свою волю выйти из-под гнета господствующего над ней государства и жить независимо и свободно. Угнетающая страна решает силой подавить сопротивление и начинает войну с бунтовщиками, дабы покарать их. Однако нация, добивающаяся свободы, побеждает на поле боя и провозглашает независимость. Кому-то может показаться, что мы лишний раз напоминаем всем известные события карабахской войны 1988-1994 годов. На самом деле это точное описание американской войны за независимость от Британии в 1770-80 годах. Единственная разница в том, что в цивилизованном ХХ веке страна, пытающаяся сохранить свое колониальное господство, в нашем случае Азербайджан, для устрашения недовольных устроил на другом конце своей территории охоту на людей, массовые убийства и этническую депортацию ни в чем не повинных представителей этой нации, что и привело три года спустя к полномасштабной войне в Карабахе.
Арцахская народно-освободительная борьба поличила широкую поддержку всего прогрессивного челквечества, причем не по политическим, а по нравственным причинам. Вспомним, что нашу борьбу защищали Андрей Сахаров и Александр Солженицын, как и большинство русских интеллигентов, являвшихся совестью нации. Вспомним наших искренних союзников из британской Палаты Лордов, Сената Франции и американского Конгресса. Вспомним, что именно они во многом формировали мировое общественное мнение и подход средств массовой информации, что в демократических обществах неизбежно влияет на позицию правительств и международных инстанций. Именно так было и в нашем случаем, когда в те годы нравственность влияла на политику и стала политикой. Залогом этого была справедливость нашей борьбы и беспримерная национальная солидарность, что и обеспечило как победу в войне, так и стойкость народа в тяжелейших экономических условиях. Участники и очевидцы тех событий никогда не забудут особую атмосферу духовности, нравственности и взаимовыручки, царившую в нашем обществе в то время. Однако люди, оказавшиеся на вершине власти на волне национального подъема, в считанные годы предали народную стихию и положили начало отчуждению власти от общества. Социальная поляризация сопровождалась их отказом от национальной идеологии, объявленной ими “ложной категорией”; политическая нетерпимость к оппонентам приводила к монополии на внешнюю политику, вырождавшуюся в рискованный дипломатический торг. Армения, считавшаяся некоторое время “островком демократии и стабильности” за короткое время выродилась в заповедник политических убийств, экономического грабежа, социальной несправедливости, фальсифицированных выборов и коррупции, дипломатического раболепия, нравственного и духовного упадка. Уничтожение политических свобод и элементарных прав человека привели к потере нашей внутренней свободы и национальной солидарности. Именно поэтому исчезла еще недавно столь горячая поддержка нашей позиции со стороны мировой общественности, оставив в осадке лишь холодный расчет и циничный торг, который наши провинциальные деятели наивно считают настоящей Realpolitik. Потеря всяких нравственных ориентиров уже угрожает нашей национальной безопасности, прибавляя к свершившейся миграции одной трети населения еще и опасность территориальных потерь. Не сумев в свое время обеспечить адаптацию и сохранение в стране сотен тысяч армянских беженцев из Азербайджана, наше бездарное руководство сейчас не способно представить и защитить их имущественные права на материальную и территориальную компенсацию на дипломатической арене. Не пожелав обеспечить государственную поддержку заселения и экономического развития освобожденных территорий, оно пытается сегодня ради сохранения своей власти выставить на аукцион родную землю. Потеряв всякую поддержку и уважение собственного народа, оно стремится снискать милость мировых держав, кощунственно принося в жертву бесплодным дипломатическим играм наше национальное достоинство и историческую память.
Все эти политические, экономические, дипломатические, психологические просчеты имеют общую основу - все они безнравственны и аморальны. Аморальна та экономика, которая в силу повальной безработицы и нищеты разделяет семьи и разрушает общество. Аморальна та дипломатия, которая ставит знак равенства между жертвами геноцида и палачами, попирая принципы человечности и цивилизации. Аморальна та идеология, которая посредством массовой лжи извращает национальные ценности, пропагандируя насилие, воровство, разбой и всеобщую продажность.
Но чего иного можно ожидать от политических марионеток, бывших прислужников и стукачей, нынешних агентов внешних сил, торгашей с местных базаров, которые сегодня правят нашей страной? Скрывая собственную бездарность и продажность за глухими стенами своих дворцов и темными стеклами лимузинов, называя свою безнравственность и цинизм “политикой”, они привели нашу Родину на порог потери государственной и экономической независимости, а их полуграмотные лизоблюды и прислужники еще называют это Realpolitik...
Таким образом, для восстановления наших гражданских свобод и политической независимости, для достижения экономического развития и достойного уровня жизни, для утверждения социальной справедливости и учреждения правосудия в стране, для решения Арцахского вопроса на основе права национального самоопределения - для всего этого нашему обществу необходимо прежде всего восстановление нравственности.
Права и свободы человека, права наций на самоопределение, социальное равенство и справедливость соответствуют Божественному закону и принципам человеческой морали. Они бездействуют у нас потому, что при нашем попустительстве в стране установилась диктатура. Диктаторы оправдывают насилие в собственной стране насилием в международных отношениях. Диктаторы скрывают свой страх перед собственным народом и свою ненависть к нему за патриотическими лозунгами и напыщенными речами. Они не могут быть патриотами, ибо не уважают, а унижают собственный народ насилием. Не может быть процветания в стране, где народ несчастен. Они неспособны обеспечить и безопасность страны, ибо народ не пойдет защищать собственное рабство, а будет сражаться только ради свободы и справедливости. Насилие безнравственно и в личной, и в семейной, и в общественной жизни. Насилие на государственном уровне становится диктатурой, то есть государственной безнравственностью. Пока сохраняется диктатура наша страна не добьется ни процветания, ни справедливости и ни единой национальной цели, ибо невозможно достичь праведной цели неправедными средствами. А значит - долой диктатуру!
CARTHAGINEM ESSE DELENDAM!