О йоге сновидений

May 17, 2017 23:57

Оригинал взят у nandzed в О йоге сновидений
Чем чаще мы размышляем об иллюзорности, тем обильнее наши сновидения и тем проще нам становится осознавать себя во сне. Большое достоинство снов состоит в том, что мы можем делать там многие вещи, недоступные нам наяву. Ведь жизнь в основном потому и кажется нам такой безрадостной, что не даёт возможности воплотить каждую нашу мечту в реальность. А йога сновидений позволяет нам осуществить всё, что мы хотели бы сделать, но не смогли. Некоторые из тех, кто практикует эту йогу, навещают во сне своих учителей, по которым соскучились; другие путешествуют по дальним странам, куда не могут попасть наяву. Сон - это, на самом деле, очень чистое состояние. Ведь пока человек спит, он никому не в состоянии причинить вреда! (Впрочем, есть люди, которые и во сне продолжают болтать. Этих не унять даже сном.) При этом когда мы находимся в глубоком сне, то наше тело и наша осознаваемая личность временно становятся неактивными, зато активизируется подсознание. В этот момент оно может покинуть тело и заняться, чем хочет. И надо сказать, что серьёзные практикующие, как правило, находят техники, связанные со сном и сновидениями, наиболее для себя полезными. Ведь бывает, что днём человек практикует часами, но всё равно никакого особенного прогресса не чувствует; однако если он получал учения по йоге сновидений, то к своей дневной практике он может добавить практику в состоянии сна. Существует ряд техник, которые специально предназначены для развития осознанных сновидений; на трёх из них мы с вами сейчас остановимся немного подробнее.

Первая из них - это fang wa. Она направлена на развитие самой способности осознаваться во сне. Но поскольку невозможно научиться осознавать иллюзорность сновиденного, не осознав в полной мере иллюзорности дневных впечатлений, то работу над собственными снами мы начинаем не с них самих, а с того, как мы смотрим на вещи, находясь в состоянии бодрствования. Причём речь тут отнюдь не о том, чтобы использовать идею о нереальности происходящего для ухода от непростых ситуаций. В действительности, мы в любых обстоятельствах - даже самых хороших и радостных - должны помнить о том, что наши переживания иллюзорны. Это позволяет нам их менять! (Или - говоря более традиционным образом - трансформировать.) И если, например, на нас кто-то злится, то нам стоит вспомнить о том, что чем мы сами тревожнее, тем острее мы чувствуем гнев других. Задумавшись над этим, мы начнём осознавать, что тот гнев, который мы вокруг себя видим, есть, по сути, отражение наших собственных враждебности и тревоги. То есть, в действительности, он иллюзорен! И если у нас получится хотя бы немного ослабить эту иллюзию, то следующим этапом мы сможем приступить собственно к трансформации гнева. А научившись трансформировать то, что происходит, пока мы бодрствуем, мы получим возможность трансформировать сны.

Вторая сновиденная техника носит название gyur wa, и она как раз состоит в трансформации сновидений. Представьте, например, что вам снится сон, в котором за вами гонится собачья стая. Владея этой техникой, вы можете превратить её, скажем, в собачью упряжку, которая куда-нибудь вас везёт. А если вам снится какое-то неприятное место, то его можно превратить в чистую землю. (Но, разумеется, прежде чем у вас действительно начнёт получаться трансформация сновидений, вам потребуется как следует овладеть трансформацией переживаний периода бодрствования.)

Третья техника называется pel wa, или умножение. Она заключается в том, что мы умножаем объекты сновидения, которые нам нравятся, а число неприятных сокращаем или вовсе сводим к нулю. И если нам, например, снится наш Гуру, то используя умножение, мы можем многократно воспроизвести его образ и заполнить копиями учителя всё пространство. Эту технику, как и предыдущую, можно применять и ночью, и днём - фактически, в любое время, когда мы не заняты формальной практикой. Интересно, что некоторые люди достигают просветления как раз во сне. А ещё иногда бывает, что практикующему удаётся пригласить в свой осознанный сон кого-то из великих мастеров линии, живших в глубокой древности, получить от него учение и даже просветлеть в результате этого. В действительности, существует достаточно много учений, обретённых таким путём. Они передаются изустно и носят название учений, приближенных к линии. Надо сказать, что некоторые из открывателей таких учений отличались потрясающей степенью владения языком, которая проявлялсь и в том, как они писали, и в том, как они учили, и в том, как они давали передачи. При этом они, кажется, совершенно не нуждались в том, чтобы изучать какие-либо тексты. А один мастер как-то ухитрился получить столько учений за три часа сна, что на их полное изложение ему понадобилось три месяца!

В традиции Ваджраяны сон не считается чем-то плохим; здесь это просто ещё одна возможность для развития практики. Вообще, в тантре практически под любое занятие существует специальная йога: есть йога сновидениий, йога принятия пищи и даже, коли уж на то пошло, йога соединения с супругой. Правда что касается последней, то людей чаще отговаривают от неё, чем призывают ей пользоваться; но на самом деле, если у человека есть понимание тантрической практики, то он любые свои действия и переживания может подвергать трансформации - в том числе, сексуальные. Что же до йоги сновидений, то в действительности, всё, что нужно для достижения в ней успеха, - это следование йоге сна. Йога сна - один из разделов йоги сновидений. Её можно выполнять ежедневно; причём собственно сновидческий навык для занятий этой йогой совершенно необязателен.

Лама Чоак Юток

сновиденья, йога

Previous post Next post
Up