Токсичные люди, их признаки и способы противостоять им

Jan 30, 2016 00:27

Оригинал взят у unn_sens в Токсичные люди, их признаки и способы противостоять им
Как справиться с «токсичными людьми» и офисными тиранами

Вам наверняка хорошо знаком этот тип людей. Это тот коллега, который, похоже, не только сам окутан облаком негативной ауры, но и накрывает им все вокруг себя. Такие люди испытывают удовлетворение, когда создают проблемы и злят окружающих. Они превращают любую ситуацию в стрессовую. Назовем их "токсичные люди". И от них, как и от офисных тиранов, плюющих на любые правила, тяжело укрыться.

Не так давно эксперты из сообщества Linkedin Influencers разбирали животрепещущие темы: как справляться с "ядовитыми" людьми и вести переговоры с офисными тиранами. Вот что говорят по этому поводу два специалиста.

Как обезвредить ядовитых

"Токсичные люди" провоцируют конфликты и что еще хуже - стресс, - пишет Трэвис Брэдберри, литератор и президент компании TalentSmart, в своей колонке "Как успешные люди справляются с "токсичными людьми". - Стресс таит в себе колоссальную угрозу для вашего успеха. Когда стресс выходит из-под контроля, страдают и ваш мозг, и ваша способность продуктивно работать".

Исследование, которое проводила компания Брэдберри, продемонстрировало, что "90% лучших работников обладают способностью управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях, сохраняя спокойствие и контролируя себя. Они обладают едва ли не важнейшим даром - способностью нейтрализовать "токсичных людей".
"Лучшие работники имеют тщательно проработанные стратегии, которые позволяют им держать "токсичных людей" на расстоянии", - пишет он.

Брэдберри приводит 12 наиболее эффективных приемов, которые эти работники используют, имея дело с непростыми в общении людьми. Вот некоторые из них:


Установите рамки (особенно по отношению к тем, кто любит жаловаться). "Люди часто испытывают неловкость, выслушивая любителей пожаловаться, поскольку не хотят показаться безразличными или грубыми, однако существует тонкая грань между тем, чтобы просто с сочувствием выслушать жалобщика или позволить ему засосать вас в свою негативную эмоциональную воронку, - написал Брэдберри. - Вы можете избежать этого, только установив определенные рамки общения или дистанцируясь от таких людей, когда это необходимо. Отличный способ установить рамки - спросить у жалобщика, как он собирается решать свою проблему. Он либо замолчит, либо направит беседу в более продуктивное русло".

Будьте выше этого. "Токсичные люди" выводят вас из себя своим иррациональным поведением. Не впадайте в заблуждение; их поведение действительно нельзя объяснить с точки зрения здравого смысла. Возникает вопрос, почему мы позволяем себе эмоционально реагировать на их поведение и даем затянуть себя в этот омут? - написал Брэдберри. - Чем более иррационален человек и чем более беспричинно его поведение, тем легче вам будет избежать расставленных им ловушек.… Дистанцируйтесь от таких людей эмоционально и реагируйте на них так, словно они являются для вас объектом научного исследования".

Держите свои эмоции под контролем. "Соблюдение эмоциональной дистанции требует осознания. Вы позволяете людям выводить вас из себя, если не осознаете, в какой момент это происходит. Периодически вы будете обнаруживать, что находитесь в ситуации, когда вам требуется перегруппироваться и выбрать наилучшее направление движения, - пишет Брэдберри. - Иногда лучшая линия поведения - улыбаться и кивать, а тем временем выдержать паузу и спланировать свои дальнейшие шаги".

Концентрируйтесь не на проблемах, а на их решении. "Ваше эмоциональное состояние зависит от того, на чем вы сосредоточили свое внимание. Когда вы концентрируетесь на стоящих перед вами проблемах, вы создаете и продлеваете свои негативные эмоции и стресс. Когда речь идет о "токсичных людях", то ваша сосредоточенность на том, какие они сумасшедшие и как с ними трудно иметь дело, дает им власть над вами, - написал Брэдберри. - Вместо этого сконцентрируйте свое внимание на способах, которые позволят вам справиться с ними. Это даст вам возможность действовать более эффективно, поскольку вы будете себя контролировать".

Как обезвредить тирана

Откуда тираны черпают силы? Вы сами даете им в руки оружие, когда реагируете на их агрессивную тактику, по сути, поддаваясь ей, и таким поведением вы признаете свое поражение, пишет Виктория Пинчон, консультант по ведению переговоров из компании She Negotiates Consulting and Training, в статье "Как вести переговоры с тираном".

"[Тираны] обвиняют, угрожают, раздражают, докучают, стыдят, повышают голос, потрясают кулаками и иногда демонстрируют напор даже физически, - написала Пинчон. - Пока ваша психика и ваше физическое состояние надежно защищены, постарайтесь понять, что это тактика, которую используют на игровой площадке. А вы выступаете в роли наблюдателя".

"Ваша самая надежная защита против тирана на рабочем месте будет состоять в том, чтобы идентифицировать его тактику и противостоять ей, не повышая ставки в игре и не позволяя конфликту разгореться, - написала она. - Сохраняйте холодную голову, отвечайте на их задиристую тактику спокойным тоном и требуйте рациональных ответов на ваши вопросы".

Как именно вы можете это сделать? Для начала, остыньте. "Если разговор начинает выходить из-под контроля, поскорее используйте одну из ниже приведенных фраз, произнося их ровным, спокойным тоном, - советует Пинчон. - Наиболее действенные фразы следующие: "давайте вернемся к этому, когда вы будете в спокойном расположении духа" или "мне хотелось бы прекратить эту дискуссию прямо сейчас, но если вы хотите продолжить позже в более вежливом тоне, я буду рада вернуться к этой теме".

"Будьте готовы дать отпор грубому поведению, если это требуется, но не перегибайте палку, не рубите с плеча и не бегите от проблем, - рекомендует она. - Вместо этого будьте готовы продолжить беседу (или переговоры), если потребуется. Не позволяйте управлять собой. Вы сами себе хозяин".

Отсюда

Корпоративный яд


Мне приходилось слышать, что эйчары - люди недобрые. Это связано с некой профессиональной спецификой, которая деформирует личность, давит ее теплые и светлые качества. Чем выше позиция и крупнее компания, тем меньше в профессии психологических, понимающих компетенций и больше менеджерских. Взять хоть актуальную концепцию HC - человеческого капитала - что она означает? Человек, который стоит, команда, которая стоит денег, причем ценность команды в идеале выше суммы ценностей ее игроков. В HC можно вкладывать, он обладает ликвидностью и может, накопив стоимость, уйти, не дай бог, к конкуренту. Итак, люди, капитал это или ресурс, работают за деньги, выполняют должностные инструкции, но никогда не смогут оставить за проходной свой характер, свои эмоции и свою личную жизнь.

Что с этим делать? Мы писали о концепции Эмоционального Интеллекта и о том, что «есть такие люди», у которых управленческие или менеджерские качества развиты как бы от природы. Тренеры предлагают эти способности развивать и совершенствовать. Наши эксперты считают, что менеджеры с высоким эмоциональным интеллектом как раз те, кто эффективно управляет людьми и наоборот. Управление всегда связано с иерархией, и далеко не все им занимаются, находясь на вершине пирамиды. Большей части людей не удается дойти до вершины. Что, у них с эмоциональным интеллектом проблемы?

Итак, большинство менеджеров работает, находясь в середине иерархической цепочки, испытывая на своей шкуре управленческие таланты топов. С точки зрения теории стресса Селье, находясь в абсолютном комфорте, человек теряет мотивы к деятельности, к развитию. Поэтому некоторый уровень стресса полезен для того, чтобы удерживать тонус группы и организации. Но я уверен, что люди в большинстве компаний и государственных организаций переживают этого закаляющего и мотивирующего стресса не так уж и много, большая часть стрессовых воздействий непродуктивна.

Если управленческие решения руководства или ситуация на рынке вызывает чувство безысходности, как реагировать менеджеру? Если ваш руководитель, в детском прошлом учившийся на тройки, груб и бесцеремонен, а у вас два высших образования и вы с этим ничего не можете поделать? Ведь в ситуации перегрева кадрового рынка далеко не все люди занимают позиции по своим способностям. Что делать, если проект, к которому вы привязаны сердцем (именно поэтому вы преуспели), больше не интересен новым хозяевам холдинга?

Находясь в стрессовой ситуации, люди не могут выражать в полной мере свои эмоции, многое запрещено культурным и корпоративным кодом. Особенно это запрещено подчиненным, для которых нарушение этих правил нередко становится однократным и последним. Тот, кто управляет, не может обойтись без эмоциональных ядов, которыми насыщена корпоративная атмосфера. Наилучшей и единственной, пожалуй, книгой, которая раскрывает тему токсичности корпоративной жизни является произведение Питера Фроста.


Книга, выпущенная на русском языке издательством «Вершина», оформлена в депрессивно-фиолетовом и агрессивно-оранжевом цветах и является по сути своей реквиемом. Она написана автором, знающим о своей смертельной болезни, и поэтому поражает читателя честностью, проработкой деталей - привлечена масса экспертов по эмоциональным проблемам корпоративной жизни.

Эйчар-отдел назван Фростом «отделом по работе с душевной болью», введено определение и описаны функции «чистильщиков», которые играют огромную роль в поглощении и трансформации корпоративных, управленческих токсинов. Сам Питер Фрост уверен, что его болезнь связана с напряженной и токсичной работой менеджера в образовании: многочисленные управленческие конфликты, вечные стоны преподавателей, которым не хватает ресурсов и мастерства, подтачивают иммунитет и приводят человека к нездоровью.

В качестве примера токсичного менеджера, Фрост рассказывает об одном управляющем, который в кабинете держал два аквариума, один с разноцветными золотыми рыбками, а другой - с пираньями. Подчиненному предлагалось ассоциировать себя с одной из мирных рыбок, а когда тот не справлялся с планом, менеджер демонстративно скармливал его "представителя" пираньям. По моему мнению, это еще не самое токсичное поведение: хуже, когда люди едят живьем друг друга.

В роли чистильщика может выступать как руководитель, так и подчиненный. В его «обязанности» входит рефрейминг управленческой ругани, поглощение агрессии злых клиентов компании и ободрение тех, кто пал духом по корпоративным или по личным причинам. Как правило, активность этих людей не поощряется руководством компании, поскольку на практике любые эмоциональные проявления принято считать слабостью, и корпоративные гимны и книги посвящены только тем, кто проявляет силу и выносливость. Тот, у кого все это заканчивается, автоматом переносится за рамки корпоративной культуры. Чистильщик организует особое пространство для того, чтобы раненый в корпоративных битвах мог бы отсидеться в безопасности, снизив свою выработку на период восстановления.

В обыденной практике считается естественным, если процесс исцеления происходит на больничном. Но тогда компания полностью теряет работника, может быть и ценного, на ощутимый срок. Если в коллективе действует чистильщик, и общий корпоративный фон не агрессивен по отношению к «раненым», то исцеление происходит на рабочем месте и гораздо более быстрыми темпами. Больничный - это, конечно, извинение, но какая от этого выгода компании?

На мой взгляд, общая токсичность организации, находящейся в застое, на плато своего роста, выше, чем новой и быстрорастущей. В компании-рыночном лидере меньше места для неправильных менеджерских решений. Но общее исследование неизмеряемых величин, а токсичность - это лишь метафора, субъективность - дело будущего, особенно в России. Можно, конечно, предположить, что работа фронт-офиса более токсична. Можно предположить, что организации армейского типа, нерыночные монополисты также токсичны внутри себя.
(представьте, каковы параметры закостенелых государственных образований)
Но исследования и последующая формализация роли «чистильщиков» в компаниях не принесут результата, как предупреждает автор книги. Их возникновение в организации является естественным. Нужно лишь поощрять, замечать их деятельность, не препятствовать ей и учить их самих не истощать свои эмоциональные ресурсы до предела.

Вообще, книга Фроста неприлична: многие ее представления тенденциозны и веют кислым интеллигентским гуманизмом. Ее выходу в США предшествовали террористические атаки, падение близнецов и кризисные явления в экономике, которые породили рост неуверенности в будущем, сомнения в своей исключительности и «правильности». Своевременны ли для

России идеи Фроста? С одной стороны, нет: экономика находится в стадии роста. С другой стороны, предприятия начинают чувствовать кризис кадрового рынка, и в этой ситуации HR-стратегия «понимающей компании» или «нетоксичной корпорации», в которой приветствуется деятельность эмоциональных «чистильщиков», а корпоративная культура становится экологичной, вполне достойна продвижения. Такая компания получает на рынке неоспоримое преимущество.

HRM.ru

Признаки токсического человека
  • они постоянно создают вокруг себя драму, трагедию, у них то кризис, то конфликт, то несчастный случай;
  • они пытаются контролировать и манипулировать другими людьми;
  • постоянно в чем-то нуждаются;
  • используют других людей для удовлетворения собственных нужд;
  • крайне критичны к себе, к окружающим, к миру: как правило, ни в чем и ни в ком нет ничего хорошего, одни лишь недостатки;
  • часто недовольны и кажется, будто им все не нравится;
  • завистливы и ревнивы;
  • постоянно жалуются на свою несчастную судьбу или невезение и, напротив, везение у других;
  • во всем плохом всегда виноват кто-то из окружающих и никогда сам этот человек;
  • как правило, у них есть признаки зависимости: от алкоголя, от других веществ, лекарств, людей, азартных игр и т.п. или еще они могут каким-то другим образом причинять себе вред;
  • отказываются, не хотят, не принимают помощь от близких, не рассматривают возможность психотерапевтической помощи;
  • их разговоры часто бывают пронизаны сарказмом, злыми шутками и унизительными комментариями в адрес других людей;
  • они могут бесчувственно, некорректно, грубо или даже унизительно обращаться с теми, кто ниже их по статусу (или им так кажется, что ниже), например, с обслуживающим персоналом в отеле, с подчиненными, с официантами, уборщиками и т.п.
  • у них всегда много грандиозных и впечатляющих историй, приключений, достижений, знакомств, зачастую … в прошлом;
  • они очень часто говорят вам о ваших заблуждениях: «я же говорил тебе», «будь реалистичнее». При этом кажется, будто бы они делают вам одолжение, спасая вас и подсказывая вам верный путь, на самом деле в этих подсказках нет ни капли поддержки.

Надеюсь, вы понимаете, что одного и даже двух признаков недостаточно, чтобы навесить на кого-то ярлык «токсического человека»! Нужно рассматривать большинство признаков в комплексе с тем, как вы себя чувствуете, а также с тем, как проходят ваши отношения. В мире полно людей, которые в целом позитивны, добры, более-менее адекватно реагируют на происходящее - но даже у них бывают временные «сбои», и они ведут себя не лучшим образом в такие моменты. Это ещё не делает их токсическими. С другой стороны, в мире также полно людей, которые не очень-то позитивны, склонны к обману, агрессивны и т.п. - и это тоже не делает их токсическими. Ключевой признак токсического человека - он не только сам страдает от своего поведения, но и как бы «отравляет» вас, то есть вы, ваше самочувствие, ваше поведение портятся.

Причем, ещё бывают так называемые «токсические нарциссы», которые ни за что не признают, что им как-то там плохо. На поверхности, у них все великолепно. Но они тоже могут «отравлять» вас и ваши отношения с ними. Как пишет Э.Гринберг, «токсические нарциссы - это люди, очень склонные к соперничеству и соревнованию, которые достигают улучшения собственного самочувствия (если их грандиозные защиты нарушены) тем, что принижают и разрушают других людей. Они чувствуют разъедающую зависть и ревность по отношению к тем людям, у которых есть то, что они сами хотели бы, но не могут иметь. Они хотели бы полного восхищения, но им не хватает таланта или очарования, которые дали бы им возможность достичь этого.»

Поэтому, будьте внимательны, кто конкретно вам достался: «коварный тип гражданской наружности», как говорил почтальон Печкин, или же токсический человек. Если вы наблюдаете большинство из этих признаков, и при этом чувствуете себя так, как написано ниже, скорее всего, вы попались.
Ваши реакции на токсических людей

Очень полезно бывает обратить свое внимание на то, как вы чувствуете себя. В ваших ощущениях могут также содержаться подсказки, что вы находитесь под воздействием «человеческого яда». Ваши реакции могут быть такие:
  • ощущение обмана;
  • ощущение, что вам недоговаривают, не рассказывают достаточно, что-то скрывают от вас, особенно если речь идёт о внутреннем мире человека;
  • на прямые вопросы вы получаете краткие, уклончивые или двусмысленные ответы, невозможно ничего узнать толком, приходится всё «вытягивать клещами»;
  • чувство, что от вас отдаляются, не хотят «пускать вас к себе», и, наоборот, ваше нежелание идти на контакт, вы замыкаетесь в себе;
  • чувство беспомощности, бессилия;
  • ваше чрезмерное желание услужить, уступить, понравиться;
  • вы инстинктивно чувствуете себя настороже, общаясь с этим человеком;
  • вы чувствуете энергетическое истощение после общения, иногда стоит токсическому персонажу только зайти в комнату, как все присутствующие чувствуют напряжение и падение уровня энергии.
  • вы чувствуете, что с вами общаются снисходительно, высокомерно, покровительственно.
Признаки «отравления» токсическими отношениями

Если вы уже находитесь в отношениях с «ядовитым» человеком, то вы можете время от времени или часто переживать специфические чувства. Как будто бы симптомы «отравления». Среди них чаще всего встречаются:
  • вы чувствуете, что вовлекаетесь в драму, создаваемую человеком, вы эмоционально реагируете на неё;
  • вам может быть страшно или неприятно находиться рядом с этим человеком;
  • вы чувствуете себя выдохшимся или вы злитесь во время общения или после него;
  • вы можете чувствовать стыд или вину в отношении себя (как будто вы делаете что-то не то);
  • вы ловите себя на том, что вы постоянно что-то исправляете, переделываете для этого человека, проявляете заботу, спасаете его - но это никогда не заканчивается и всё время начинается заново;
  • человек не понимает слово «Нет», или не понимает, что «Нет» - это может быть полностью законченным предложением без необходимости что-либо ещё объяснять;
  • когда вы общаетесь, у вас может быть ощущение, что вы постоянно ходите по минному полю;
  • вы забываете о себе, о своих интересах, ценностях и желаниях, ставя в приоритет интересы и ценности токсического человека;
  • вы выключаетесь в эмоциональном плане (перестаете реагировать на свои эмоции);
  • вы чувствуете, что вас пытаются контролировать - или вы обнаруживаете, что сами пытаетесь чрезмерно контролировать других людей;
  • ваше мнение их на самом деле не интересует, вам никогда не дают «победить» или «выиграть», будь то спор, дискуссия или планы на отпуск. Токсический человек должен всегда победить сам, потому что он всегда прав и никак иначе.
Отсюда

Унн

Previous post Next post
Up