В сети разгорелся нешуточный скандал, самый главный блогер Живого журнала Илья Варламов varlamov.ru разразился жестокой критикой в адрес коллег по цеху, перепало даже мне.
Илья использовал такие громкие эпитеты как "Готов пойти на костер за свои убеждения. Готов поругаться со всем топом блогеров. Но от своих идей не откажусь". Практически из серии "Запомните этот твит".
В целом с позицией Ильи я полностью согласен, но он смотрит со своей колокольни и понять его совсем несложно. Его блог уже давно может дать фору многим популярным СМИ, а цитируемости может позавидовать любой публичный политик, да и сам Илья уже давно медийная персона, вот только сейчас слушал его эфир на радиостанции "Говорит Москва".
Одним словом, в нашем болоте он уже давно сложившийся лидер с огромной аудиторией и целым штабом пишущих негров помощников, секретарей, пиарщиков, фотографов, продажников и т.д. (сам пишет о том, что сейчас ему требуются ещё пять помощников, чтобы успевать обрабатывать предложения по рекламе).
Этот его статус однозначно дает ему право диктовать свои условия не только блогерам, но и администрации ЖЖ. Не секрет, что её представители по всем судьбоносным решениям в первую очередь советуются с Ильей. И, само собой, администрация готова делать ему поблажки, чтобы не спугнуть такую крупную рыбу, ведь Илья это примерно 4% всей аудитории Живого журнала. Потеря такого блогера серьезно скажется на имидже всей площадки. Не секрет, что Илья единственный блогер, кому пошли на уступки и прикрутили собственный домен varlamov.ru
Напомню, что позиция Ильи заключается в том, что любая проплаченная публикация в блоге должна быть помечена тегом "РЕКЛАМА", а пользователь предупрежден о том, что он сейчас окунется в обзор, за который блогеру заплатили.
Позиция правильная, но тоже имеет свои недостатки и вот вам конкретный пример:
Сам читаю Илью и прислушиваюсь к его советам, так когда-то, прочитав про чудесную компанию Eviterra (само собой пост был помечен тегом "РЕКЛАМА"), воспользовался её услугами и заказал билет, но допустил ошибку и выяснил, что на самом деле эта компания одна большая билетная пирамида, где нет обратной связи с клиентами и деньги пропадают без следа.
Написал об этом в своем блоге, после чего последовала незамедлительная реакция администрации с просьбой удалить эту публикацию за хорошее вознаграждение и возврат потерянных денег. Однако я тогда посчитал, что не имею морального права, так как это не частная история, а серьезная махинация с билетами.
Прошло 2 месяца и пирамида схлопнулась - Eviterra исчезла вместе с деньгами тысяч туристов. Илья не стесняясь один из первых прошелся по костям компании с разоблачением негодяев, а на упрёк, что сам недавно их рекламировал, ответ простой - стоит метка "РЕКЛАМА", значит я не несу ответственности, а кто не доволен идет лесом.
Ещё пример:
Как-то на строительном рынке я столкнулся с откровенной халтурой и разоблачил производителей некачественного гипсокартона. Тогда со мной связался производитель и попытался сгладить эти моменты, предложив приехать к нему, намекая на какие-то "плюшки". Однако я посоветовал им перестать дурить народ и не указывать в рекламе своего продукта сверхспособности материала, которых на самом деле нет. А ведь именно из-за рекламы я стал присматриваться к этому материалу, но на деле это оказался самый обычный гипсокартон, который производили в России под европейским брендом.
И тогда производители обратились к Илье, который за фиксированную плату (указав, что пост проплачен) попытался реабилитировать компанию и рассказать про замечательный гипсокартон и немного потроллил меня на предмет продажности, что мол я за деньги отругал такую чудесную компанию.
Уверен, что если завтра эта компания уйдет с рынка, Илья не задумываясь напишет всю правду о том, что это было за говно на самом деле и что таким материалам не место на полках магазина.
Хотите ещё пример?
Как-то мне на тест дали смартфон, попросили сделать честный обзор с меткой "РЕКЛАМА", за который обещали хорошо заплатить, я обзор сделал, рассказал всю правду и отправил рекламодателю, но меня попросили часть информации скрыть и добавить туда несколько рекламных фраз, которые не соответствовали действительности. И мне пришлось отказаться от денег, несмотря на то, что я месяц убил на тестирование этого устройства, а после ещё несколько дней на подготовку этого материала.
Подобный обзор со всеми требованиями вышел в блоге у Ильи и тоже с меткой "РЕКЛАМА" и подписью, что честно тестировал сам.
Понятное дело, что установив метку "РЕКЛАМА" Илья дистанцируется от ответственности за содержимое материала. Согласен, это честно, но, как говорится, " ... осадочек остался".
ПыСы
Сам больше двух лет вообще не размещал в своем блоге рекламы и могу тут на голубом глазу клясться, что это такая моя принципиальная позиция, однако это совсем не так. Дело в том, что все предложения, которые ко мне поступали, не устраивали меня как по стоимости, так и по качеству контента. Кроме этого, одним из основных условий заказчиков было отсутствие метки "РЕКЛАМА" в конце поста.
Дело в том, что не раскрученным блогерам практически нереально заработать деньги на своем блоге, если они будут такими же принципиальными, как Илья Варламов, а теперь представьте, что вам несколько раз в неделю приходят запросы на размещение рекламы с предложением хороших денег. Согласитесь, не каждый такое выдержит.
Я совсем не оправдываю тех, кто получает деньги и постит заказуху, я лишь пытаюсь объяснить, что у малоизвестных блогеров просто нет других вариантов, от слова "вообще". Чтобы стать популярным блогером в первую очередь нужно иметь море свободного времени, т.е. не работать и много финансовых средств для самореализации и работы над качеством контента, одно только фотооборудование может стоить очень приличных денег, не говоря уже о тратах на путешествия.
Что же касается морали, то у всех она разная, кто-то считает, что блогер в принципе не должен публиковать заказных материалов, а кто-то считает, что блог это штука индивидуальная и его должен вести один человек, а не команда из десятка специалистов и т.д.
Полагаю, очень самонадеянно считать свою теорию единственно правильной и так агресивно навязывать всем собственные стандарты.
[мелкий шрифт крупными буквами] Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения , равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.