Военно-морской бум. Часть 1

Aug 07, 2017 21:02

Оригинал взят у navy_korabel в Военно-морской бум. Часть 1

.
Признаюсь честно: причиной моего длительного "отпуска" явилась не только усталость от довольно-таки моно-тонной работы в блоге, но и подавленное состояние, вызванное неопределённостью перспектив отечественного военно-морского строительства. Буквально отовсюду − из официальных сообщений СМИ, статей экспертов, специализирующихся на ВМФ и ОПК, комментариев гостей моего журнала − слышалось одно: "секвестр военного бюджета", "урезание расходов на флот", "свёртывание программы военного кораблестроения" и даже "заговор ведомств Шевцовой и Королёва" (себе в убыток!).



Главный военно-морской парад в Кронштадте: "Кулаков", "Горшков", "Сообразительный", "Шабалин", 30.07.2017 (фото из репортажа А. Блинова и И. Дёмкина с mil.ru)


И вот, стоило мне отойти от дел, как всё чудесным образом преобразилось, причём "чудесным образом" − это не фигура речи. Думается, мало кто предвидел столь стремительное развитие событий в правильном направлении. Ключевых событий, во время которых (в связи с которыми) секретоносители делились с общественностью кое-какими секретами, было три: Международный военно-морской салон (МВМС-2017) в СПб 28.06-02.07.2017, утверждение ВВП 20.07 Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. и Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге и Кронштадте, а также парады в Североморске, Владивостоке, Севастополе и Балтийске 30.07.2017.

Поскольку на автора блога и его уважаемых читателей за короткое время обрушился слишком большой объём информации (к счастью, в основном позитивной) в настоящей записи сделана попытка систематизировать то, что стало известно за последнюю пару месяцев (в основном, по классам кораблей), чтобы привести в порядок мысли и чувства и более чётко "видеть ориентир".

Немного о финансировании

Финансирование вооружённых сил − дело тёмное, в особенности с учётом секретных статей госбюджета (по некоторым данным до 30% от прямых военных затрат). Сокращение расходов на оборону, скорее всего, действительно имеет место быть, однако следует иметь в виду, что в течение последних 10 лет Минобороны было в основном озабочено тем, чтобы привести в божеский вид сухопутные войска и авиацию, что, слава Богу, сделать удалось. Флот за тот же период времени обновился очень мало: за исключением  "Бореев" и "Ясеней" (альтернатива там была одна − остаться без атомного подводного флота) строили в основном МРК, "Грачат", "Рапторов", гидрографические катера и прочие суда обеспечения.

Поскольку на СВ и ВКС денег теперь понадобится гораздо меньше (модернизировать их будут не в авральном, а в рабочем порядке), появилась возможность немного сократить военный бюджет и всерьёз заняться флотом. При этом "безумно дорогие" авианосцы и эсминцы, которых согласно распространённому мнению мы  позволить себе не можем, на самом деле таковыми не являются, т. к. деньги на них расходуются не сразу, а равномерно по финансовым годам. Так например, при стоимости АВ 300 млрд. руб. и продолжительности постройки 7 лет на один год будет приходиться около 43 млрд руб., что эквивалентно двум фрегатам. Не думаю, что 3% от заявленных на 2017 г. на закупку ВВСТ 1,4 трлн руб. (ссылка 1) можно назвать неподъёмной суммой.

Соображения общего характера

1. В тексте "Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 г." (далее − "Основы-2030") (ссылка 2) говорится: "Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы" (п. 8) − это действительно так, и я не уставал напоминать об этом, в то время как некоторые из моих гостей откровенно потешались над данным тезисом.

2. Там же (п. 53): "Тенденции развития современной геополитической обстановки в мире убедительно подтверждают, что только наличие сильного Военно-Морского Флота обеспечит Российской Федерации лидирующие позиции в многополярном мире в XXI веке, позволит ей эффективно реализовывать и защищать свои национальные интересы" − отрадно, что руководство страны пришло-таки к такому выводу (надеюсь, что раз и навсегда).

3. "Приоритетными направлениями государственной политики в области военно-морской деятельности являются... сбалансированное развитие Военно-Морского Флота в целях недопущения исключительного превосходства над ним военно-морских сил США и других ведущих морских держав" (п. 30-в); "Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно- Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям" (п. 39); и ещё раз: "Показателями эффективности мер по реализации государственной политики в области военно-морской деятельности являются... уровень оснащённости Военно-Морского Флота современными вооружением, военной и специальной техникой обеспечивающий  ему второе место в мире по боевым возможностям" (п. 51-а) − понятно, что превзойти США и даже Китай по численности корабельного состава мы не сможем, поэтому вся надежда на боевые возможности, т. е. на высокие (очень высокие) ТТХ боевых кораблей и морского оружия.

4. "В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия [с целью нанесения ущерба флоту противника на уровне не ниже критического (51-б)] является действенным сдерживающим фактором" − такая вот страшилка для НАТО. В замечательной монографии А. Широкорада "Огненный меч российского флота" (2004, стр. 195) при описании РКР пр. 58 говорится: "Обычно одна из четырёх ракет П-35 [4 из 16] имела специальную боевую часть в 20 кт". Уверен, что с тех пор все ударные корабли ВМФ Советского Союза и России выходили и выходят на БС с тактическим ядерным оружием. Теперь, когда подобный подход к составу боезапаса "узаконен" Основами-2030, натовским военморам должно стать очень неуютно в морях и океанах.

5. "С развитием высокоточного оружия перед Военно-Морским Флотом стоит качественно новая задача − уничтожение военно-экономического потенциала противника путём поражения его жизненно важных объектов с моря" (п. 33); "Наличие достаточного количества высокоточного оружия и возможность его применения разными способами позволят обеспечить сдерживание широкомасштабных военных действий против РФ" (п. 34) − ещё одна страшилка для стран НАТО и не только для них.

6. "Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются... развитие системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в соответствии с российскими морскими традициями и морским  наследием, реализация комплекса мер по повышению престижа военной службы в Военно-Морском Флоте" (п. 29-а) − в данном случае речь идёт о формировании морской нации, без чего создание полноценного океанского флота, на мой взгляд, невозможно, ибо слишком сильны будут во власти и в обществе позиции носителей сухопутных взглядов.

7. "Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются... развитие пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота за пределами Российской Федерации; формирование группировок специальных кораблей и судов для всестороннего обеспечения деятельности сил (войск) ВМФ в Мировом океане (29-ж); и ещё: "Приоритетными направлениями государственной политики в области военно-морской деятельности являются... Обеспечение возможности длительного [постоянного (38-ж)] присутствия сил (войск) Военно-Морского Флота в стратегически важных районах Мирового океана" (30-г) − некогда (довольно давно) автором блога была предпринята попытка представить перспективные пункты маневренного базирования (МТО) ВМФ России ( ссылка 3), однако на сегодняшний день помимо Тартуса наиболее реальными вариантами представляются Камрань, Сейшелы, Ангола или Экваториальная Гвинея, Куба или Никарагуа (было бы неплохо обустроиться в ЮАР и в западной части СЗМ, но об этом пока речи не идёт). Думается, что в недалёком будущем наши военные моряки будут чувствовать себя гораздо комфортнее вдали от родных берегов.

8. "Военно-Морской Флот должен соответствовать следующим основным стратегическим требованиям... в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии: способность оперативно и скрытно развертывать силы (войска) в удалённых районах Мирового океана" (40-а) − уточнение "войска" (в скобках) подразумевает наличие океанских морских десантных сил;

"в военное время: 1) способность нанесения неприемлемого ущерба противнику в целях его принуждения к прекращению военных действий на условиях гарантированного обеспечения национальных интересов Российской Федерации; 2) способность к успешному противоборству с противником, обладающим высоко-технологичным военно-морским потенциалом [высокоточным оружием], с группировками его военно-морских сил в ближних, дальних морских зонах и океанских районах; 3) наличие оборонительных возможностей высокого уровня в области противоракетной, противовоздушной, противолодочной и противоминной обороны; 4) способность к долговременной автономной деятельности, в том числе к самостоятельному пополнению запасов материально-технических средств и оружия в удаленных районах Мирового океана с судов тылового обеспечения новых проектов" (40-б) − наличие оборонительных возможностей высо-кого уровня само по себе может свести на нет количественное превосходство противника.

Продолжение следует.

ФЛОТ, Армия и ВПК

Previous post Next post
Up