Пролог: Какое-то время назад (довольно приличное) я услышала фразу, преподносимую почти как аксиому. Звучит она так: «Дружба начинается в детстве». Ну, конечно же, имелась в виду настоящая дружба (которая не сломается-не расклеится), а не приятельство/собутыльничество/использование друг друга в корыстных или ещё каких порочных целях и прочие суррогаты, часто выдаваемые за дружбу. Тогда я особо не задумывалась над этим… А не так давно снова столкнулась с пресловутым высказыванием. И как-то на досуге решила разобраться (от нефиг делать), что к чему. Какая дружба крепче - та, что тянется с младых ногтей, или которая стартовала уже в более зрелом возрасте?
Итак. Что такое дружба? Таким вопросом задавались представители не одного поколения. Не мудрствуя лукаво, приведу толкование этого слова из словаря Ожегова: «Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Доверие, привязанность, близость, общность интересов - ключевые понятия. Каковы их роли в детской картине мира?
В детстве мы более открыты и менее разборчивы в связях. Ребёнок не признан социумом своим членом, и в нём достаточно ещё не совсем подавленной животной составляющей (если что, я употребляю такое словосочетание не в презрительном и не в ругательном контексте). Для него многое решает эмоциональная аура, невербальная часть отношений, интуиция, если хотите. Поэтому в детстве мы выбираем друзей в основном по признаку приязни к конкретному человеку. Ну и плюс общие интересы (это уже - привет, социализация): тот, кому в кайф задумчиво ковырять куличики в песочнице и листать книжки, скорее всего, найдёт такого же отрешенного товарища. А всякие там казаки-разбойники нуждаются в компании, пригодной для совместных бегалок-стрелялок-боёв.
Доверие. У детей, как правило, одна проблема. Вернее, разные, конечно, но объединённые одной темой - противостояние с лагерем взрослых. Поэтому договориться и сгладить какие-либо острые углы в отношениях им, в общем-то, легко. Окей, ты стыришь у родителей кассету с крутым кровавым боевичком, который, по их мнению, нам ещё рано смотреть, а я попрошу бабушку перед уходом на околоподъездную тусовку включить видик и скажу, что мы хотим посмотреть мультик. Риск точно такой же, ценности схожие (познать новое, любопытное, несмотря ни на что). Никаких вопросов.
Поэтому у среднестатистического чада круг потенциальных друзей-товарищей довольно широк.
Другое дело - взрослый. Да даже подросток (хотя тут иной раз сложнее - подростки зачастую порывисты, непостоянны). У него более жёсткий фильтр. У него, по сравнению с, завышенные требования, выработавшиеся в процессе социализации, воспитания (в широком смысле этого слова). По сути, по мере взросления всё больше апгрейдится наш «встроенный» антивирус (плохо, когда он с возрастом не обновляет антивирусные базы). Тут одной эмоциональной приятности и общей любви к тяжёлому музону и лёгкой атлетике будет маловато.
Так какая дружба всё-таки сильнее? Та, что с пелёнок, или зрелая? С одной стороны, в детстве встречаются две заготовки будущих членов общества. И они формируются, развиваются фактически одновременно. А взрослый человек находит себе такой же «готовый продукт». И очень далеко не факт, что приготовлен он по такой же рецептуре и в таких же условиях.
НО. Точно так же большая редкость, когда будущие заготовки формируются именно тождественно, прямо пропорционально (или обратно - ведь никто не отменял притягивание противоположностей) друг дружке.
Многие друзья детства (не все, разумеется) дорожат не столько дружбой. Коей чаще всего, увы, уже и нет, по сути. Они дорожат прошлым. Воспоминаниями, совместно пережитыми неурядицами, вспышками эмоциональной близости, что иногда доносятся из закоулков памяти.
Они уже не те. Но иногда собираются, чтобы вспомнить тех людей, от которых остались лишь оболочки, ныне «оккупированные» другими людьми.