Добралась я всё-таки на днях до фильма 2010 года "Чужая" (современный взгляд, вернее, один из, на лихие 90-е).
Достойно. Именно чернушностью своей, неприглядностью - достойно (как бы абсурдно это ни звучало). Никакой романтизацией преступного мира и не пахнет (хотя подобный риск при создании криминальных драм практически всегда присутствует). Несмотря на отчаянную схожесть сюжета (вернее, одной из сюжетных линий) с хрестоматийной историей Бонни и Клайда, общего между этими приключениями мало. Да и герои не особенно симпатичны. Я бы даже сказала, отчаянно отрицательны. В разной степени, конечно, но всё-таки отличия не особо бросаются в глаза.
Насчёт ощущения эпохи... Да, это те самые 90-е (моё детство, кстати). Все эти типажи: «быки» в кожаных куртках и спортивных штанах с лампасинами, мордовороты с лишёнными эмоций физиономиями, ярко размалёванные, известного поведения девицы рядом с ними… Такое не забудешь. И в фильме точно такие же ребятки. Как живые.
Девяностые у меня ассоциируются почему-то с удушливо-жарким, пыльным летом - и здесь действие разворачивается именно в это время года. Сюда же ставшие уже символическими песенки «Комбинации», «Кар-мэн» и иже с ними. «Да, это оно!» - такая мысль не покидала меня в течение просмотра…
И да - с экрана прямо-таки веет Танатосом. Кожей чувствуешь эту безысходность, эту безжизненность. Ведь это эпоха, лишённая будущего. Тогда о нём просто не задумывались. Возможно, я утрирую или чего-то не знаю, но дух времени заключался именно в «здесь, сейчас, и сегодня, ибо завтра может уже не наступить». По крайней мере, даже сейчас я как-то чаще встречаюсь с людьми, которые что-то планируют, мечтают, прикидывают, а как оно будет завтра, и т.п. А тогда... тогда большинство было одержимо именно этой мыслью - выжить. Выживем, там увидим, а пока цель у нас одна - дотерпеть до N (сюда что угодно можно влепить, чаще всего это получка, магарыч, или посылка из деревни с натурпродуктом).
И герои такие же - без будущего (а оно им и не надо). Они мчатся навстречу смерти, они будто служители культа смерти - они её несут и они же её ищут. И находят.
Какие-либо совсем уж жёсткие сцены, как насилия, так и сексуальные, отсутствуют. Убийства, пытки - обыденны и даже где-то унылы (в том плане, что бандюганы не получают от них удовольствия и проворачивают как-то без энтузиазма, в отличие от многих фильмов аналогичного жанра).
Главная героиня (несущая смерть, как те самые «чужие» из знаменитого фантастического боевика, за что и получила соответствующее прозвище) даже не живёт - она просто пытается существовать. Как можно дольше, всеми доступными ей способами. Она никого не любит. Завербованный ей мальчишка по кличке Шустрый - не более чем её партнёр, если не лакей, брата воспринимает тоже… без особых чувств, если так присмотреться. И это в данном случае нормально. Персонаж, активно разворачивающий деятельность в криминальной среде, вряд ли может быть очерчен романтическим ореолом.
Что ещё отмечу? Блестящая игра актёров (малоизвестных). Жирный плюс (как по мне) - здесь не мелькают набившие оскомину звездюли. Украинская актриса Наталья Романычева, сыгравшая бывшую детдомовку Чужую - бесспорный талант, который, надеюсь, не пропадёт и много где себя сможет проявить. Всё настолько искренне, что даже не верится в то, что она актриса, будто и правда немало вращалась в бандитской среде в то десятилетие. Передёргивало от измождённого каменного лица крупного авторитета - соперника Чужой, снятого крупным планом. Операторская работа впечатляет.
И да, финал логичный и внятный. От каждого по способностям, каждому по заслугам.
Рекомендую.