"Колесо Фортуны - всем известный образ. Образ любимый и в Античности, и в Средние века, и в Новое время и не только в Европе - практически в каждой культуре есть тема игры роковых сил, игры случая. Ну, так оно действительно и существует: существует социальная динамика, как писал Омар Хайям, сосуд кричит: я был шахом, а теперь я прах, - это любимая тема арабской и персидской поэзии. И тут мы видим: поднимается император или король, потом падает, потом снова кто-то поднимается, но это не только судьбы человека - это судьба любой цивилизации, судьба любого государства. Они возникают, достигают своего апогея и падают.
Об этом писал Арнольд Тойнби, но и до него писало множество замечательных людей, в частности, один из последних арабских мыслителей действительно мирового уровня - Ибн Хальдун. Это писатель из Магриба, родился в Аль Андалусе, долгое время жил и в Марокко, и в Тунисе, потом в Египте, написал много интересных книг. Он сформулировал концепцию исторического развития - теорию круговорота, суть которой в следующем: существует народ, он приходит и завоевывает территорию государства, которое пришло в упадок. Поначалу эти люди спаяны чувством солидарности - по-арабски это называется "ассабия" - готовность умереть друг за друга, готовность спать на сырой земле ради общего дела, пренебрегать комфортом. Главное для них - это воинская честь, доблесть, взаимопомощь, и эти качества помогают им завоевать богатую цивилизацию, богатую культуру. А потом они начинают делить это имущество, потом каждый хочет выделить свое - государство клонится к упадку, народ стонет, государство слабеет, и тогда на горизонте появляется другое племя, наделенное очень высокой ассабией. Они способны спать на сырой земле, они готовы пожервовать всем ради единства и благой цели, и рано или поздно в конце концов это государство с прекрасной культурой, но без воинской доблести, тоже завоевано.
Ибн Хальдун писал не просто так. Он писал, опираясь на свой опыт. Он прекрасно знал историю Магриба, который прекрасно вписывается в этот круговорот. А потом он знал еще историю всего мусульманского мира. У него был прекрасный собеседник, никто иной как амир Тимур - Тамерлан (Ибн Хальдун был послан к нему египетским султаном, и Тамерлан долго его от себя не отпускал). И этот закон везде работал: если где-то наступает расцвет, акме, то мы знаем, что скоро этой цивилизации настанет конец. Мы знаем, что во времена Андрея Боголюбского строится Боголюбово и храм Покрова на Нерли. Но мы знаем так же, что скоро придут люди, которые положат конец этому расцвету культуры. Мы знаем, что, когда Улугбек, внучатый племянник Тимура, построил свою знаменитую обсерваторию в Самарканде, то скоро придет конец процветанию этого государства. Действительно, пришел Шайбани-хан со своими воинами-узбеками, и все было покончено с наследием Тимура.
Существует одно исключение - это Западная Европа. Вот они как поднялись на колесе Фортуны, так как будто бы его заклинило.
Мы знаем: была Римская империя, потом был упадок, потом был Каролингский Ренессанс, империя Карла Великого. Но потом тоже все пришло в упадок. И это вполне нормально. А вот после тысячного года, как Европа достигла какого-то уровня, - так дальше никакого упадка не наблюдается. Мы не можем сказать, что XII век хуже XI. Нет, он лучше XI с точки зрения развития культуры. Мы не можем сказать, что XIII век хуже XII, и даже про XIV век, несмотря на черную смерть, мы не можем сказать, что это упадок культуры. Ну, разве что XXI век - это какой-то упадок, но еще будем посмотреть, чем это все закончится.
Вот, рассуждением о том, что же такое произошло в Европе, какие такие события заставили ее изменить привычный ход развития, - об этом мы будем говорить".
Павел Юрьевич Уваров. Как средневековые крестьяне сделали Европу великой
Click to view