Итальянскому художнику Маурицио Каттелану, в своем провокативном творчестве обыгрывающему идею невозможности создания истинного произведения искусства в современном мире, принадлежит одно из наиболее ироничных высказываний о сущности современного искусства. На его взгляд, те, кого называют сегодня "художниками", встают на этот скользкий путь исключительно с тем, чтобы, не особо напрягаясь, зарабатывать на веселую жизнь, и без устали набивают своим "искусством" залы бесчисленных галерей и выставочных залов.
Чтобы проверить правильность своей догадки, Каттелан учреждает собственную премию в 10 000 долларов, которая должна быть присуждена тому из художников, кто в течение года воздержится не только от выставочной деятельности, но и от порождения очередного "шедевра", то есть откажется хотя бы на год от профессиональной деятельности. Свою премию Каттелан назвал гордо - "Обломов". К счастью или к сожалению, никто из юных дарований и мэтров арт-мира на предложение Каттелана не отозвался и производить нетленку не прекратил, благодаря чему весь премиальный фонд достался учредителю.
В роттердамском музее Бойманса ван Бёнингена представлен скульптурный автопортрет Каттелана, выставленный... в зале голландской живописи 18-го века. Художник изобразил себя в качестве вора, проникшего в музейный зал через выпиленную им дыру в полу и с любопытством рассматривающего настоящие произведения искусства, подобные которым не под силу создать современным деятелям арт-мира. По мнению Каттелана, современный художник со своими работами никогда не встанет в один ряд с классическими шедеврами и может попасть в музей только воровским образом, на правах незваного гостя.
О плутнях Маурицио и еще одного чудесного шутника - Пьеро Мандзони - в интереснейшей лекции Ирины Анатольевны Кулик.
Click to view