В прошлом году была на большой ретроспективе Франца Марка, немецкого экспрессиониста, входившего в группу Василия Кандинского "Синий всадник". И - о, идиотка! - не сделала тогда ни одного кадра. Теперь собираю осколки по музеям. В Гамбурге вот нашла "Обезьяний фриз".
Гамбургская картинная галерея сейчас на реконструкции. В соседнем музее современного искусства выделено несколько залов под эрзац-экспозицию, представляющую основные шедевры собрания.
Пауль Клее. Золотая рыбка. 1925
"Мадонна" Мунка. 1895.
Его же "Девушки на мосту".
Искусствоведы все время представляют Мунка певцом экзистенциального ужаса, преследующего человека. Любопытно, что, попадая на его большие выставки, раньше всего видишь исключительно чистые, яркие, жизнерадостные цвета, ничего мрачного, гнетущего, депрессивного. Если не вдаваться в суть его творчества, а любоваться лишь живописью, то радуешься так же, как на выставке импрессионистов. Прав был Ежи Лец: "Кто не углубляется, тот держится на поверхности".
Порадовал портрет батюшки Бориса Пастернака 1923 года в исполнении Ловиса Коринта.
Знаменитый войлочный костюмчик основателя постмодернизма и концептуализма Йозефа Бойса. Точно такой же висит и в музее современного искусства в Мёнхенгладбахе.
Рудольф Беллинг. Скульптура 23. Реплики ее также встречаются в других музеях.
Ричарда Сера люблю только как лэнд-артиста. Хотя редкая галерея современного искусства обходится без его минималистских скульптур.
Несколько импрессионистских шедевров:
Эдуар Мане "Нана"
Эдгар Дега "Перед зеркалом"
Клод Моне "Мост Ватерлоо"
Здесь одно из самых больших собраний немецкого романтика Каспара Давида Фридриха.
Знаменитая "Гибель Надежды". Интересно, откуда взялся такой перевод? По-немецки это называется "Das Eismeer" ("Полярное море"). И, главное, название корабля придумать, на игре слов основанное... Меняя название, меняют авторский замысел, идею произведения. Смелые, однако!
"Горный пейзаж в Богемии"
"Пожар в Новом Бранденбурге"
"Странник над морем тумана"
"Луга у Грайфсвальда"
Из обожаемых мною завтраков "малых голландцев". Симон Люттикуйс "Натюрморт с бокалом и хлебцем"
И тройка моих любимцев: неодадаист Сай Твомбли, минималист Пьеро Мадзони и непревзойденный выдумщик Ив Кляйн со своей живописью огнем.
Сай Твомбли. Смерть Джулиано Медичи.
На всякий случай напомню, что Джулиано Медичи спас своего старшего брата Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции, бросившись между ним и убийцей на ступенях храма. Погиб на месте, пронзенный кинжалом. Образ Джулиано и его возлюбленной Симонетты Веспуччи стал постоянным мотивом картин Боттичелли. Все мужские лица на них - это лицо Джулиано, все женские - Симонетты.
Пьеро Мадзони с ахромом 1959 года.
Ив Кляйн. Огненная антропометрия.
Обнаженная модель, служившая живой кистью, покрывалась неким составом и каталась по асбестовому холсту, на который потом направлялась струя огня из огнемета. Следы тела модели обгорали, оставляя на холсте абстрактный узор.