После Питера самый духоподъемный для меня город - Гамбург. Здесь на каждом буквально шагу спирает дыхание от восторга перед архитектурным и ландшафтным креативом, ноги отращивают крылья и без устали отмахивают десятки километров, не замечая расстояний. А дистанции здесь огромного размера. Вот уж где действительно бесконечная набережная делает жизнь короткой: вдоль Эльбы, от Überseequartier до Wedel, - больше двадцати км дивных видов, преимущественно рукотворных. Поскольку Гамбург - второй по величине порт Европы, портовая тема отрабатывается архитекторами и дизайнерами по полной программе. В Шпайхерштадте неизменно радуют фонари в форме портовых кранов:
Лестницы в виде трапов, балконы и галереи, подобно палубам, бегущие на разных уровнях вдоль фасадов, иллюминаторы окон, пароходные трубы в качестве декоративного элемента, покачивание наплавных набережных и мостов - каждый компонент архитектурной среды Хафен-Сити добавляет свои пять копеек в формирование образа города-корабля, создавая иллюзию, что наблюдатель и не в городе вовсе, а на гигантском лайнере, стоящем в порту.
Бесконечный поток набережной с разбегу врезается в айзбергоподобную громаду Эльбфилармони, что встала застывшим девятым валом, льдисто блестя гранями фасадов, на повороте Эльбы, навсегда определив ее перспективу чеканностью силуэта.
Кстати, океанские лайнеры вопреки всякой логике действительно заходят в Эльбу. Причаливают непосредственно у так называемой "башни миллионеров", известной тем, что там прикупили квартирки братья Кличко и Хелена Петровна Фишер.
В Гамбурге много воды, а мостов больше, чем в Лондоне, Венеции и Амстердаме вместе взятых. Но трех рек и каналов гамбуржцам показалось маловато, поэтому почти в центре возникло огромное искусственное озеро, любимое место разнообразных серферов.
Вот стайкою наискосок уходят сапсерферы.
Никогда не спящий грузовой порт на южном берегу Эльбы служит шикарным видом для обитателей самых престижных городских районов - Альтоны и Бланкенезе, чьи сады спускаются к самому пляжу.
Бланкенезе до недавнего времени считался районом для богатых,
но сейчас уступил лидерство свежепостроенному футуристичному Шпайхерштадту.
Конечно же кощунственно признаваться, но я благодарна союзнической авиации, в пыль разметавшей старый Гамбург, тем самым расчистив место для новой красоты и небывалой прежде гармонии. Это, в принципе, то, о чем мечтали футуристы - освободиться от груза прошлого, чтобы творить с чистого листа, не загоняя фантазию в стойло ограничений и условностей. Получилось как в сказке про теремок: выстроили лучше прежнего.