Случайно застали в Шартре праздник средневековых ремесел, до которых (и праздников, и ремесел) французы - великие охотники. От городских ворот, вверх по улице до самого собора на глазах у весьма немногочисленной публики (ибо жители французских деревень и городков устраивают праздники исключительно для себя любимых, а не для залетных иногородних зевак и уж тем более не для интуристов) тянулись шатры с работающими ювелирами, каллиграфами, плетельщиками корзин и кольчуг, кузнецами, сапожниками, мозаичистами, мастерами музыкальных инструментов, ткачами, вышивальщицами, вязальщиками рыболовных сетей, мебельщиками, каменотесами и прочими ремесленниками, типичными для большого европейского города 13 века. Мастера с удовольствием отвечали на вопросы, рассказывали о тонкостях своего ремесла, об инструментах, материалах и технологиях высокого Средневековья, любовно сохраненных или ими же собственноручно реконструированных.
Наблюдать за плетением кольчуги - это ж именины сердца!
В скульптурном убранстве Шартрского собора, оказывается, изображено более 300 различных музыкальных инструментов. Есть артель мастеров, занимающихся их реконструкцией.
Арфа царя Давида
Колокольчики из акафиста Богородице
Не только изготавливают инструменты, но и тут же пускают их в ход.
И поют канцоны труверов.
Семейный подряд: жена плетет, муж торгует.
А это кузнецы. И труд их молод. Куют столовые приборы - ложки, ножи, острые спицы - средневековый аналог вилки, - а также драконьи яйца (бережно уложено на мягкую овчинку в шкатулку). Потрясешь такое (если поднимешь), а оттуда - стук.
Ювелир мастерит значки пилигримов, чтоб издаля было видать, где побывал благочестивый паломник: в Шартре, Везеле, Париже, Сантьяго-де-Компостела, а может, в самом Иерусалиме.
Кормят свининкой, значит, день не постный.
Возрождением и сохранением средневековых ремесел во Франции занимаются не отдельные энтузиасты, фанатики своего дела, а целые артели, огромные мастерские, на базе которых открываются школы и академии, проводятся мастер-классы, и, что всего для меня удивительней, подобный экзотический вид деятельности приносит порядочный доход, так как французы - большие любители не только поглазеть на работу, скажем, средневекового сапожника, но и прикупить остроносые туфли по моде 13-го века.
А уж поучиться средневековой каллиграфии, повыводить гусиным пером готические буквицы - это вообще хлебом не корми.
И улица, и дома на улице, и собор построены в том самом 13-ом веке и мало изменились с тех пор. Как впрочем и лица горожан.