Чрезвычайно гнетущее впечатление производит ныне Сен-Дени. Культурный шок настигает сразу по выходе из метро - ощущение, что поезд в пространственно-временную дыру угодил и вместо парижского пригорода оказался где-то в Алжире. На привокзальной площади мы были единственными европеоидами, чем привлекали к себе явно нездоровый интерес местного, исключительно черного населения. Не то чтобы я сочувствовала расистам, просто как-то не ожидаешь в колыбели готической архитектуры, вокруг главной обители довеликореволюционной Франции, где покоится вся ее довеликореволюционная история, найти веселый африканский город, магрибский базар и ничего кроме.
О монастыре после революции напоминает лишь собор, да и тот на сегодняшний день полностью скрыт строительными лесами. Интерьер кафедрала, наверное, производил бы более отрадное впечатление, если бы всю его западную стену не занимала внушительных размеров сцена, затянутая синей, здорово пропыленной тканинкой, а алтарная часть не была бы отгорожена от взглядов прихожан листами ДСП. Ибо нефиг бесплатно пялиться на остатки былой роскоши. К остаткам, собственно, принадлежат витражные фантазии Виолле-ле-Дюка, пара напольных мозаик времен Сугерия и беспорядочно расставленные гробницы французских монархов, большинство из которых не содержат захоронений, о чем особо позаботились революционные толпы, выбросившие прах ненавистных Капетов в сточную канаву. Заодно были разбиты надгробия. Так что почти все, что видит любознательный турист, есть не более чем фикция. Подлинны здесь только солнечные зайчики.
Грустно жить на этом свете, господа...
Те части витражей, что кажутся тусклыми, - это фотокопии подлинников времен Сугерия (12 век), вдохновителя и разработчика новой концепции католического храма, духовного отца готической архитектуры. Сохранившиеся стекла сейчас в музее.
Витражный цикл, задуманный Сугерием, чрезвычайно сложен тематически, насыщен теологической символикой и метафизикой, призванными демонстрировать связь Ветхого и Нового Заветов, например, Христос между Церковью и Синагогой. Впрочем, внимание привлекают не столько эти тетки, сколько некая схема на груди у Христа. Это, что, каббалистические сфироты, символизирующие Древо Жизни? Или у меня глюки? Неужто Сугерий еще и Каббалой увлекался?
Напольные мозаики времен Сугерия с изображением знаков Зодиака, мифических чудовищ и сельхозработ по месяцам:
Из всех надгробий в душу запали памятники казненных Марии Антуанетты и Людовика XVI, заказанные его братом Людовиком XVIII после реставрации монархии. Кстати, он прославился тем, что был последним несвергнутым французским королем.
О памятнике Марии Антуанетты (ханжеское): прилично ли в церкви - в таком виде да еще и после смерти? Кокетство не убиваемо.
В крипте сохранилось несколько подлинных капителей. Особенно хорош монах, побивающий палкой беса.
Итого: несколько оригиналов в раме а-ля фантази, вот и весь собор.