После Лувра грех было не заехать в музей Конде (40 км от Парижа, замок Шантийи). Как-никак вторая по значимости после Лувра коллекция произведений искусства и второе после Национальной библиотеки книжное собрание. Да и на сам замок с сохраненными в первозданном виде апартаментами последнего владельца, герцога Омальского, пятого сына короля французов Луи-Филиппа, было любопытно взглянуть.
Полученные от посещения впечатления превзошли все ожидания. Целый ряд исторических анекдотов, осевших в башке со студенческих лет, неожиданно получил привязку к конкретному месту - замку Шантийи, там же наконец-то прописались всевозможные Монморанси, Ватели, Гран Конде, Ленотры, Мансары, герцоги Бурбонские, Энгиенские и де Гизы, чьи имена застряли в памяти со времен детского увлечения романами Дюма-отца. Стулья Марии-Антуанетты, несессер Марии-Терезии, столовый прибор Наполеона, "Три грации" Рафаэля, Ватто и Грез, Перуджино и Гирландайо, портрет Симонетты Веспуччи Пьеро ди Козимо, "Франческа Римини" Энгра, Коро, Пуссен и Роскошный часослов герцога Беррийского - на каждом шагу зависаешь от прихлынувших ассоциаций, барахтаешься в море припоминаемых событий, фактов, лиц. На осмотр коллекции и всего, что есть в замке, включая парк, одного дня, разумеется, невыносимо мало, а уж чтобы осмыслить увиденное, да хотя бы реанимировать то, что знаешь, мне, по крайней мере, нужно не меньше месяца. Это если рассматривать и припоминать круглосуточно.
Последний владелец замка, герцог Омальский, был страстным коллекционером и исследователем. Одной из задач, которые он себе ставил, было собрать рассеянные по Европе после Французской революции шедевры, принадлежащие его дому, Бурбонам. Он немало в этом преуспел, но, разумеется, всего вернуть в семью не смог. Он изучал историю своего рода и собрал множество портретов предков - бесконечных герцогов, принцев, дюков и королей. В этом отношении интереснейшим залом музея является так называемый "Кабинет Клуэ", где собраны живописные и карандашные портреты, созданные Франсуа и Жаном Клуэ и художниками французской школы. За каждым лицом - целая эпоха не только в истории, но и в литературе, как будто ожившие страницы романов Генриха Манна, Мериме, Бальзака и, конечно, Дюма, кстати, многократно посещавшего замок по приглашению герцога Омальского. Основу портретной коллекции герцога составило собрание из 551 рисунка Франсуа Клуэ, принадлежавших Екатерине Медичи и завещанных ею своей внучке Кристине Лотарингской. Большая их часть хранится ныне в Шантийи.
Франсуа Ангулемский, будущий король Франциск I. Портрет неизвестного художника французской школы 1515 года - года вступления Франциска на престол. Вообще, он король по жене - повезло жениться на дочери Людовика XII. Кто там помнит его бесконечные войны и победы, а вот замок Шамбор, к проектированию которого приложил руку Леонардо да Винчи, по легенде, ставший другом короля, - знают и помнят все.
Портрет работы Ф. Клуэ. Сестра Франциска I - знаменитая Маргарита Наваррская (не путать с королевой Марго), хозяйка первого в Европе литературного салона, автор скандального "Гептамерона", покровительница интеллектуалов и вольнодумцев. При ее дворе был сделан перевод хроники Саксона Грамматика, содержащий рассказ о Гамлете, принце Датском.
Портрет работы Ф. Клуэ. Второй муж Маргариты - Генрих д'Альбре, король Наварры.
Еще один Клуэ. Дочь Генриха и Маргариты Наваррских Жанна д'Альбре, мать будущего короля Генриха IV, основателя династии Бурбонов. По легенде, отравлена Екатериной Медичи, приславшей ей в подарок пропитанные ядом перчатки, во время подготовки свадьбы Генриха и дочери Екатерины Маргариты (королевы Марго).
Маргарита Валуа (королева Марго), дочь Екатерины Медичи и Генриха II, нелюбимая жена Генриха IV, который разведется с ней в 1599 году. Брак будет бездетным.
А вот и матушка королевы Марго - Екатерина Медичи, жена Генриха II. Ее портрет в двадцатидевятилетнем возрасте написал Корнель де Лион, придворный художник королевской четы.
Это батюшка Маргариты - Генрих II, сын Франциска I, прославившийся своей романтической, всю жизнь длящейся любовью к придворной даме своего отца Диане де Пуатье, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте (двадцатишестилетнюю Диану будущий король увидел, когда ему пошел шестой год). Все свои вещи и дворцовые покои король украшал вензелем из начальных букв ее и своего имени. На этом портрете неизвестного мастера вензель тоже имеется - он вышит на попоне коня.
Это Диана де Пуатье, слава о неувядающей красоте которой пережила века. Считалось, что старость миновала ее и даже в преклонном возрасте она производила на всех ее видевших неотразимое впечатление. В отличие от несчастной жены Генриха II Екатерины, считавшейся уродиной. Ну, не знаю. Портрет кисти неизвестного художника.
А теперь дети Генриха II и Екатерины Медичи (только те, до которых смогла дотянуться фотоаппаратом).
Любимой моделью Франсуа Клуэ был Карл IX (зачинщик Варфоломеевской ночи), которого он писал с раннего детства до последних дней короткой жизни короля.
Этот портрет, правда, никакого отношения к Клуэ не имеет.
Его младший брат Генрих Анжуйский, впоследствии Генрих III, последний король из рода Валуа.
Еще одна неописуемая красавица того времени - жена старшего сына Екатерины Медичи и Генриха II, Франциска II, Мария Стюарт.
В галерею французских королей и королев затесалась Анна Болейн. Интересный портрет, совсем не похожий на прочие ее изображения.
И пара портретов великих деятелей французского Ренессанса - коннетабль Франции, близкий друг и соратник Франциска I, владелец Шантийи Анн де Монморанси
(Портрет работы Ф. Клуэ)
и Мишель Монтень (неизвестный художник французской школы)
В прихожих Лувра, в западнях Блуа,
Карандашом, без тени и без краски
Клуэ чертил такие ж точно маски
Времен последних Валуа.