Великолепная столица Вильгельма Завоевателя и его последний приют - Кан (в настоящее время главный город Нижней Нормандии), во время последней войны потерявший, к великому сожалению, две трети уникальной исторической застройки.
Оттого панорама города смотрится несколько уныло, несмотря на торчащие там и сям шпили восстановленных соборов и монастырей вкупе с королевским замком, много послужившим самому Вильгельму и его потомкам. В частности, здесь состоялся прощальный пир его праправнука, Ричарда Львиное Сердце, уходившего в Третий крестовый поход.
Хотя и современные кварталы, вроде тех, что расположились непосредственно у крепостного рва,
порой выглядят весьма живописно.
Город перенасыщен историей. Рассказывать обо всем таки языка не хватит, не говоря уж о писать. Я же только - об удивительном сочетании поздней готики с ренессансным скульптурным декором, отличающим канский собор Святого Петра от прочих нормандских соборов.
С запада, севера и юга - собор как собор, вполне традиционная готика среднего качества со стрельчатыми окнами, кружевными вимпергами и витражным окном-розой над центральным порталом.
А вот восточная, апсидная, часть снаружи и внутри - это комическая смесь скалящихся готических горгулий с толстощекими ренессансными путти. И не только путти. Все излюбленные орнаментальные мотивы светской архитектуры Ренессанса - дельфины, двуногие протеи, рога изобилия, цветочные гирлянды, вазоны, бантики и фестончики, более уместные на фасаде дворца, - в изобилии представлены в скульптурном декоре хоров готического (!) собора. При этом совсем не возникает ощущения диссонанса от совмещения столь разных по стилистике, эстетике и идеологии элементов.
В интерьере собора тоже масса необычного. Прежде всего бросаются в глаза веерные нервюрные своды, явно переросшие конструктивную необходимость, чересчур мощные для небольшого собора, а в капеллах и вовсе нависающие сталактитами. Никогда не видела подобных потолков.
И очень необычные современные витражи. Древние погибли при частичном разрушении собора во время союзнической бомбардировки Кана в ходе освобождения Нормандии от нацистов. Особенно хорош витраж капеллы святого Антония Падуанского, бросающий разноцветные блики на белокаменные стены.
Собор был частично разрушен, но очень любовно восстановлен уже к 1962 году. К сожалению, идиллическая архитектурная среда, в которой он жил с 15-го века, утрачена безвозвратно, из-за чего и сам собор потерял частицу былого очарования. И дело не только в войне. Когда-то у его стен текла река, в настоящее время загнанная в трубу, и теперь мимо скользят автомобили, а не лодки, а вместо прибрежных садов растянулся автобан. Вот как это было "триста лет тому назад".