Коротенько о масонах

Oct 31, 2013 16:07

МАСОНЫ (англ. "free-mason", фр. "franc maçons", нем. "Freimaurer" - "свободные каменщики", "вольные каменщики") - тайное общество, образованное в начале XVIII века и первоначально представлявшее собой профессионально-ремесленный союз. В союз входили так называемые "sculptores lapidum liberorum" (лат. "каменотесы свободных камней"). "Свободными камнями" ("free-stones"), в свою очередь, назывались в Англии мягкие каменные породы вроде мрамора или известняка, использовавшиеся для тонкой барельефной работы.
В эпоху готического стиля франкмасонами называли квалифицированных строительных рабочих. Позднее, когда различие двух категорий каменщиков утратило практическое значение (XIV век), цехи каменщиков стали называть безразлично то просто масонскими, то франкмасонскими.
Масонские ложи (братства) лишь постепенно выделились из цехов в виде особой организации. При этом братство, более сплоченная и дружная часть цеха, хранит традиции морального общения и взаимопомощи. Члены цеха уже могут и не быть членами братства, а с другой стороны, для поступления в братство не требуется быть цеховым рабочим.
Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннего лица относится к Эдинбургской ложе: 3 июня 1600 года в ложу был принят сэр Джон Бозуэль, лорд Очинлекский. Присутствие знати в шотландских ложах становится с тех пор заурядным явлением.
В те времена для приема в братство нового члена требовалось собрание из пяти или шести франкмасонов. Обряд инициации заключался в сообщении неофиту тайных знаков, "посредством которых члены общества узнают друг друга, где бы они ни находились", и сопровождался банкетами по установленному ритуалу. Новички (как, например, в Шотландии) в день приема дарили "братьям" перчатки и давали обещание оказывать им помощь на случай старости, болезни или безработицы.
Как и любое уважающее себя тайное общество с эзотерическим уклоном сами масоны возводят свою предысторию к глубокой древности. Посвящаемым в масонские таинства рассказывалась легенда о мастере-каменщике Хираме Абиффе, которого еще царь Соломон нанял для строительства храма (заметим в скобках, что речь идет о том самом храме, в честь которого свое наименование получили тамплиеры). Все работники, занятые на строительстве, делились на три разряда, и у каждого разряда имелись свои тайные знаки и слова, по которым царь вручал им соответствующую плату. Но вот трое низших работников (называемых по масонской традиции Jubela, Jubelo, Jubelum) задумали узнать знаки и слова высших, для чего подстерегли Хирама и потребовали раскрыть тайну под угрозой смерти. Сами масоны рассказывают об этом так:
"У Хирама был всегда обычай в полдень, как скоро людей позовут на отдых, идти в святая святых приносить свою молитву истинному и живому Богу; тогда трое убийц стали у восточных, западных и южных дверей храма. На севере не было входа, потому что лучи солнца никогда не падают с этой стороны.
Хирам, кончив свою молитву к Богу, пришел к восточной двери и встретил при ней Jubela, который решительным образом потребовал у него мастерского прикосновения. Хирам отвечал ему, что не в обычае требовать этого прикосновения таким тоном и что он сам получил его не так; Хирам прибавил, что он должен ждать и что время и терпение это сделают. Хирам сказал ему дальше, что не во власти его одного открыть это (прикосновение), и что может это сделать только в присутствии Соломона, царя израильского, и Хирама, царя тирского.
Недовольный этим ответом подмастерье ударил его по шее 24-дюймовым масштабом. Хирам после этого поступка его побежал к южной двери храма и там встретил другого, который спросил у него мастерское прикосновение и слово таким же образом, как прежде первый, и, получив от своего мастера тот же самый ответ, другой нанес ему удар наугольником в левую грудь, заставивший его покачнуться. Пришедши в себя, Хирам прибежал к западной двери - единственное оставшееся средство уйти, но этот проход стерег третий, который спросил его в том же смысле и, получив такой же ответ, нанес ему страшный удар по голове каменщицким молотом, что и причинило ему смерть.
После того убийцы вынесли тело Хирама в западную дверь и скрыли его под мусором до двенадцати часов следующей ночи, когда они, по уговору, сошлись и похоронили его на скате холма в могиле в шесть футов глубиной, вырытой от востока к западу".
Таким образом, Хирам был убит; преступников же впоследствии изобличили и наказали смертью.
Поздние ритуалы посвящения в каждую из степеней представляли собой "театрализованное повторение" эпизодов этой легенды. Приемные залы масонских лож были убраны черным и украшены символами смерти. Посвящаемому наносили символические удары, изображающие раны Хирама. В конце церемонии ему вручались знаки масонского достоинства, а также орудия-атрибуты, символизирующие принадлежность к каменщикам.
Если повнимательнее приглядеться к этому ритуалу, то в нем мы увидим отголоски все того же обряда шаманской инициации. В процессе инициации будущий шаман переживает состояние подобное умиранию, а нанесение виртуальных ран (или даже "разрывание тела на части") - непременная и характерная особенность этого процесса.
Шаг за шагом из средневековых гильдий мастеровых выросла конкретная форма тайной оккультной организации - "умозрительное масонство".
Днем рождения нового эзотерического течения считается 24 июня 1717 года, когда "вольные каменщики" из лондонской ложи "Гусь и противень" (по названию таверны, где обычно собирались франкмасоны) приняли братьев из трех других лож, находившихся в столице Англии: "Короны", "Яблони" и "Виноградной грозди". Именно в "Гусе и противне" и было принято решение создать организацию - первую Великую ложу масонов. Великий мастер и Великий надзиратель увенчали эту иерархию. А уже через 15 лет Великая ложа стала центром всего английского масонства (к 1733 году в Англии насчитывалось уже 126 лож), а через 30 лет - под названием Великой материнской ложи - "вольных каменщиков" всей планеты.
Декларируемая цель масонства - объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности.
"Масонство, - гласит конституция Великой ложи Франции, - есть всемирный союз, покоящийся на солидарности. Цель масонства - нравственное совершенствование человечества. Его девиз - Свобода, Равенство и Братство. В глазах масонов все последователи равноправны, невзирая на различия национальные, расовые, религиозные, на различия в состоянии, звании и положении... Конечное стремление масонов - объединение на основе свободы, равенства и братства всех людей, без различия рас, племен, наций, религий и культур, в один всемирный союз для достижения царства Астреи, царства всеобщей справедливости и земного Эдема (рая)".
Первоначально "умозрительное масонство" развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви, но со временем в нем усилился мистицизм. Масонство было осуждено католической церковью: в 1738 году папа Климент XII выступил с резким осуждением движения франкмасонов как тайной секты, подрывающей церковь и общественный порядок, и запретил верующим под угрозой отлучения вступать в масонские ложи и сотрудничать с ними.
В отличие от розенкрейцеров масоны довольно быстро разработали сложную систему посвящений ("градусов"), в которой было от трех до тридцати трех различных степеней, каждой из которых соответствовала своя доля информации. Свой "градус", а тем самым и свою степень посвящения в тайны организации каждый масон обязан был хранить в глубокой тайне.
Однако, сколько бы ни было степеней, все они, в сущности, представляют собой градации трех важнейших: ученика, товарища и мастера.
Ученик "должен почувствовать свою тьму, пороки и научиться работать, повиноваться и молчать"; ему вручалась лопатка (мастерок), которую он должен был "полировать своей работой".
В обязанности товарища входило научиться "изощрять свой разум" и ощущать астральный план.
Мастер же был учителем, "гуру", осознавшим идею жизни и смерти, имеющим ключ к пониманию всех трех степеней духовного роста.
В символике масонов преобладает атрибутика все той же легенды о строителях храма Соломона: угольник и циркуль, фартук и лопатка-мастерок. Кроме них, фигурируют еще "Пламенеющая Звезда" и раскрытая книга (обычно Библия).
Масонскую символику можно встретить в самых неожиданных местах. Например, на однодолларовой банкноте находится изображение масонских символов: пирамида с Оком Божиим (Всевидящим Оком) наверху и щит Давида в виде двух наложенных друг на друга тетрактид (13 звезд). Это легко объяснимо, поскольку и Бенджамин Франклин, и Джордж Вашингтон (первый президент США) были членами масонских лож.
Впрочем, на ранних советских ценных бумагах вы также можете увидеть и пирамиду, и Око Божие.
Однако одни и те же символы истолковываются по-разному. Так и масону на каждой новой ступени посвящения открывали новый смысл символа - более высокий. К примеру, Око Божие, лучезарный треугольник, для ученика трактовался как символ внимания, познания триединства всего сущего; для товарища - символ невидимого света, "третьего глаза"; для мастера это - Солнце, свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов, Дао, Единое, одним словом - великая Истина Космоса.
С течением времени обряды и символика масонства трансформировались. Изменились и задачи, которые ложи ставили перед собой. В частности, масоны все больше и больше увлекались политикой. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических изысканий.
"Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответствовало проповедуемым ими идеалам", - констатирует Морамарко.
Хотя отдельные ложи, а особенно российские, очень старались приобщить своих адептов к познанию устройства мира и помочь им стать "новыми людьми", удавалось это крайне редко.
"Нужно, - писал князь Владимир Федорович Одоевский, - чтобы человек в первую очередь думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во вторую - о пользе для родного государства, в третью - о пользе для своих друзей и близких и лишь в последнюю очередь - о своей собственной пользе. У нас же, - добавлял он печально, - дело обстоит как раз наоборот".
Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых приверженцев чисто духовных занятий "отпочковаться" от Ордена и основать свои собственные ложи. Так, например, возникло общество мартинистов.

Источник: Первушин А. И. Оккультные войны НКВД и СС. (http://www.x-libri.ru/elib/prvsh000/index.htm)

масоны, тайные организации

Previous post Next post
Up