Юнгианские архетипы - это страшно (и) интересно! :)

Jan 16, 2016 17:26



В проекте по архетипам у hloflo меня попросили отдельно написать о Трикстере.

Ну, а если уж писать о Трикстере, то сначала имеет смысл написать о том, что же такое архетип в юнгианском смысле.
Тема коллективного бессознательного и архетипов вообще довольно непростая и замороченная, и тут возникает вопрос: а как же писать?

«Шершавым языком плаката» Научным стилем выйдет сложновато для восприятия да и скучновато.
Но и попсово писать тоже как-то совсем не хочется: не люблю профанацию. Тема-то пусть сложная и многозначная, но глубокая и интересная.

Так что я попыталась сделать такой микс: убрать слишком сложное, а оставшееся рассказать языком пусть не научным, но и не развлекательным, а также время от времени давать краткое, наглядное и более простое резюме сказанному. Есть надежда, что так интересно будет всем: и тем, кому хочется посерьезней и понаучней, и тем, кому неохота в это глубоко лезть, а понять хочется. А те, кому этот вариант простоват, могут глянуть первоисточники. :)
Ну и на всякий случай оговорюсь: я не сторонник упрощений и жестких типологий, поэтому вся эта история будет скорее теоретической, чем прикладной, в отличие от теории Марк и Пирсон и подобных ей популярных теорий архетипов. Я считаю, что каждый человек уникален, и втискивать его в рамки архетипа ли, соционической ли роли, довольно бессмысленно и неверно: в каждом из нас - постоянно меняющаяся, словно в калейдоскопе, мозаика, и именно ее надо рассматривать.

Равно как и архетипы Юнга - нечто гораздо большее, могущественное и интересное, чем ролевые модели, и вы сейчас увидите, почему.

Итак, что же это такое - архетипы по Юнгу?

Согласно К.Г. Юнгу, в мифологической и религиозной сфере человека скрыты огромные силы. И миф, и религия тесно связаны с психической жизнью человека, являются ее частью.
При активизации соответствующего ситуации архетипа, эти скрытые в нем разрушительные и опасные силы вырываются наружу, что порой ведет к непредсказуемым последствиям. Люди, ставшие жертвой воздействия архетипа, способны на любое безумие.

Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти опыты в нашей психической системе не в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия.
При возникновении ситуации, соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу.

Архетипы (греч. Arche - начало, греч. Typos - отпечаток), по К.Г. Юнгу, - это гипотетические универсальные первообразы, выступающие одновременно как элементы коллективного бессознательного и движущие силы индивидуального развития, связанные с инстинктами и наиболее архаическими психологическими тенденциями и представляющие наследуемую часть психики. В отличие от содержаний личностного бессознательного (комплексов), архетипы имеют не индивидуальную, а всеобщую природу.
В сущности, архетип представляет собой некое бессознательное содержание, форму, которая становится осознанной и воспринятой только в виде некоего образа, возникающего в процессе трансформации базовой формы под влиянием индивидуального опыта и сознания.

К.Г. Юнг неоднократно подчеркивал разницу между архетипом и архетипическим образом. Он проводил аналогию между архетипом и кристаллической решеткой, задающей структуру кристалла, отмечая структурирующую функцию архетипов. Подчеркивая, что архетипы определяют направленность человеческой активности и «канализируют» психическую энергию, он сравнивал их также с руслом реки, задающим направление ее течения.

По словам К.Г. Юнга, сам по себе архетип пуст и чисто формален - он не представляет собой ничего, кроме формирующей способности. В свою очередь, архетипические образы не являются унаследованными, таковыми оказываются лишь базовые формы.

Непредставимые сами по себе, архетипы отражаются в сознании лишь посредством некоторых проявлений, а именно в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и находящие выражение посредством религий, мифологий, легенд и сказок, составляя при этом основное содержание соответствующих текстов и зафиксированных в устной традиции сюжетов.

Архетипы, по мнению К.Г. Юнга, являются психологическим аналогом инстинктов, выполняют во многом аналогичные функции и, подобно инстинктам, универсальны для всех представителей Homo Sapiens. Поскольку идентичные представления и идеи обнаруживаются в культурах народов, значительно удаленных друг от друга в пространстве и времени и не имевших возможности непосредственно обмениваться культурным опытом, можно говорить о коллективном бессознательном как о явлении общечеловеческом, врожденном, и об архетипах как о психологическом наследии индивида.

Говоря проще, архетип - это некоторое устремление, бессознательная сила, своего рода психический инстинкт, сложившийся очень давно, наследуемый и общий для всех людей. К этой силе можно воззвать, разбудить ее - и тогда она, мощная и не осознаваемая, будет определять поступки человека или многих людей. Сам по себе архетип не имеет образа, только некоторый основной мотив: к примеру, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе этот мотив всегда остается неизменным, в каком бы образе ни представал враг.
То есть существует некий архетип, представляющий собой устремление, силу, мотив, а выражаться он может в виде разных архетипических образов.
Скажем, Трикстер - это и Локи, и Прометей, и Гермес, и многие другие.
Трикстер - архетип, а Локи, Прометей и Гермес - архетипические образы.
Роль архетипов в жизни индивидуума двойственна: в них можно видеть источники и психопатологии, фанатизма, массовых психозов, и творческого вдохновения, религиозного озарения, саморазвития человека.

Позитивное значение архетипов заключается в том, что они участвуют в процессах смыслопорождения и творческого самораскрытия субъекта, обозначают новые сферы и горизонты его самореализации, способствуют духовному обогащению личности и обеспечивают ее сопричастность с человеческим сообществом как духовной целостностью.

В архетипах «аккумулируется» исконная и бессознательная мудрость человеческой души. Однако власть архетипа, захваченность индивидуального сознания архетипическими содержаниями оборачивается «слепым», запрограммированным, инстинктоподобным поведением, примером чему служат патологические состояния психики (психозы) и феномены психологии масс (так называемые «массовые психозы»). В современном мире мы можем видеть наиболее яркие проявления захваченности архетипическими символами в сектантстве и религиозном фанатизме. Поэтому огромное значение для конструктивного развития личности имеет критическая позиция сознания по отношению к архетипам, способность к их различению и осмыслению.

Как известно, на определенной стадии развития общества мифом регулировалась вся социальная жизнь человека. В настоящее время, несмотря на то, что мифу принадлежит далеко не та главная роль, что в древности, определенные мифологемы продолжают существовать в психике современных людей в видоизмененной и зачастую завуалированной форме. Это, согласно теории К.Г. Юнга, и есть архетипические проявления, специфичные для каждой исторической эпохи. Психоаналитик Отто Ранк отметил: «Создание мифа пребывает всегда в течении, никогда не заканчивается и приспосабливается к различным следующим друг за другом поколениям с их религиозным, культурным, этическим уровнем».

Человечество не может жить без мифа - и на месте прежних, развенчанных или утративших сакральность и ставших обыденностью, неизбежно вырастают новые.

Всем этим делом активно пользуются в политике и рекламе. Собственно, та самая теория двенадцати архетипов, разработанная Маргарет Марк и Кэрол Пирсон, которую сейчас рассматривают в проекте у Хло-Фло, создана как раз для брэндирования и рекламы.

А если говорить о политике (чего, конечно, лучше не делать), то мы увидим, какую мощную отдачу получает воззвание, скажем, к архетипу Врага.
Или вспомним Великую Отечественную: советский народ в бой поднимали архетипы Врага (закономерно отождествляемого с фашисткой Германий) и Матери («Родина-Мать зовет!»). А это мощнейшие архетипы.

Собственно, и сам фашизм точно так же возник из мифологии, мифологически укорененного противопоставления «Мы / Чужие», когда чужаки «не являются людьми» и подлежат уничтожению. Разрушительная сила архетипа такова, что целый народ не устоял перед ней.

Сам по себе архетип и заключенная в нем сила не плохи и не хороши: важно, как их направить. А еще в наш век политтехнологий, информационных войн и социальных экспериментов важно хотя бы представлять, как это работает, чтобы вовремя понять, что с тобой происходит - и, может быть, суметь остановиться, если тобой манипулируют с помощью этого почти безотказного инструмента. Этой силе можно противостоять, если найти в себе ясное личное сознание в противовес коллективному бессознательному. Главное - не оказаться им захваченным.

И пусть архетипы для нас будут источником творчества, вдохновения и духовного роста, а не безумия, вражды и разрушений.
© Nelt // Если кто-то захочет разместить у себя этот текст или отрывок из него, указывайте, пожалуйста, источник со ссылкой.

архетипы, psy

Previous post Next post
Up