Высотное строительство в Москве, 20 век

Feb 10, 2012 12:20



Про высотки 19ого века

Сегодня мы поговорим о высотном строительстве в Москве в 20 веке...



«В Москве возводится грандиозная постройка. Это дом Афремова у Красных ворот. В нем восемь этажей с полуподвалом. Это здание будет не только высочайшим в Москве и в России, но и во всей Европе»
(Из газет начала XX века)

В 1904 году зеваки ездили уже к этому дому.
Федор Иванович Афремов владел винокуренным заводом на Большой Калужской улице, имел большой доход от сего небогоугодного производства, да еще и имел наглость своим домом визуально подмять под себя весь район Красных ворот. Не говоря уже о том, что своей постройкой “водочный король” Афремов сильно нарушил благолепие окрестных храмов.Это может показаться странным, но строительство этого дома вызвало, по словам Станиславского, большую радость у Чехова. Антон Павлович частенько поговаривал, что в этом строительстве есть “предвестия будущей русской и всечеловеческой культуры, не только духовной, но даже и внешней”.


Конечно же строительство подобных уродливых модерновых, на западный манер, домов сильно огорчало москвичей.Вот что писал Валерий Брюсов в 1909 г.Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный,
И утки вольные жизнь тешили в воде;Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними - рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, - какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн…
Но дом Афремова оставался самым высоким в Москве недолго.К 1913 г. в Большом Гнездниковском переулке обрусевший немец Эрнст Рихард-Карлович Нирнзее выстроил собственный 10-этажный (включая надстройку на крыше) доходный дом.



Для примера ниже приведем фотографию реконструкции Тверской конца 1930-х. Громадина дома возвышалась тогда над всем районом. И только после строительства “сталинских” домов “нирнзеевская” громадина перестала так выделяться, хотя и сейчас хорошо видна в Пушкинской площади (см. детали Пушкинской площади).



Мало того, Нирнзее дом построил, так еще и сделал его “рассадником разврата”. Не зря дом получил кличку дома “богатых холостяков”: квартирки маленькие, располагающая к общению коридорная система, явно не для семейных людей. В подвале кабаре “Летучая мышь”, а на крыше модный панорамный ресторан “Крыша” с музыкой и танцами допоздна (ныне крыша закрыта). Сам Распутин, поговаривают, в этом доме оргии устраивал во время приезда в Москву.



И, конечно, невозможно не вспомнить, что в 1911 году Марина Цветаева написала следующее:Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды,-
Грузные, в шесть этажей.Домовладельцы - их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Только вдумайтесь: целых ШЕСТЬ этажей строили прямо в центре! По улицам стало неприятно ходить: солнца нет, а вместо неба над прохожим нависает каменная глыба.Сначала Первая Мировая война, а потом и революция, конечно, сильно затормозили высотное строительство.
Но как только средства появились так сразу стремление ввысь возобновилось.



В 1925 году над плоской Арбатской площадью стал возвышаться 11-этажный Дом Моссельпрома, первый советский “небоскреб”.

Что интересно, в основе чисто советской конструктивистской постройки был недостроенный дореволюционный доходный дом. Проект высочайшего по тем временам семиэтажного дома разработал инженер Н.Д. Струков. В 1913 году угловая семиэтажная часть здания рухнула из-за, говоря современным языком, несоблюдения строительных норм. Старожилы посчитали это Божьей карой, поскольку дом строили на месте некогда закрытой церкви. А с началом Первой Мировой строительство остановилось.



С обратной стороны Маяковский и Родченко расписали дом советской рекламой (исчезла в 1937 г., восстановлена в 1997 г.)
Совершеннейший дом будущего.Правда, тогда к таким домам большая часть общественности уже относилась вполне хорошо.В эти же годы обсуждался даже совершенно радикальный, но при этом очень интересный проект строительства горизонтальных небоскребов на площадях бульварного кольца.



Автором проекта был авангардист Эль Лисицкий.



Здесь же стоит вспомнить авангардный проект памятника III Интернационалу Владимира Татлина.
Помещения внутри сложной конструкции должны были быть отданы под учреждения.Нижнее здание имело форму куба. Оно должно было вращаться со скоростью одного оборота в год и было предназначено для законодательных собраний, конференций и съездов. Над ним находилось здание в форме пирамиды, вращающееся по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и было предназначено для исполнительных органов Интернационала. В верхнем цилиндре, вращающемся со скоростью одного оборота в день размещался информационно-справочный аппарат с информационным бюро, издательством и типографией, и телеграфом. На самом верху располагались мачты всемирного радио. Специальная система прожекторов должна была бы проектировать световой текст на облака.Помещений и квартир не хватало. Даже насквозь ретроград Михаил Булгаков жалуясь в своих очерках 1920-х на пресловутый “квартирный вопрос” писал:Все это не то.
Действителен лишь мой проект:
МОСКВУ НАДО ОТСТРАИВАТЬ.
Когда в Москве на окнах появятся белые билетики со словами:«СДАЕЦА», - все придет в норму.Жизнь перестанет казаться какой-то колдовской маетой - у одних на сундуке в передней, у других в 6 комнатах в обществе неожиданных племянниц.ЭКСТАЗМосква! Я вижу тебя в небоскребах!А в повести “Роковые яйца” Булгаков писал о будущем:Подобно тому, как амфибии оживают после долгой засухи, при первом обильном дожде, ожил профессор Персиков в 1926 году, когда соединенная американо-русская компания выстроила, начав с угла Газетного переулка и Тверской, в центре Москвы, 15 пятнадцатиэтажных домов, а на окраинах - 300 рабочих коттеджей, каждый на 8 квартир, раз и навсегда прикончив тот страшный и смешной жилищный кризис, который так терзал москвичей в годы 1919-1925.Никакого уважения к историческому облику.А еще классик!



К 1930 г. на Большой Лубянке (ул.Дзержинского) для общества Динамо выстроили огромнейший жилой дом с 14-этажной (!) башней.



Дворец Советов, проект Иофана.В отрывке из фильма “Новая Москва” 1938 г. (см. разбор кадров фильма) очень хорошо показана реконструкция мечты и, как ее апофеоз, Дворец Советов:

image Click to view





Просто пара фотографий строительства. Обратите внимание, что глубина котлована была глубже русла Москвы-реки. Весь фундамент был выложен огромными монолитными кубами, ныне на этом мощнейшем фундаменте стоит Храм Христа Спасителя.







Как бы выглядела Москва, если бы Дворец Советов построили

Ну и, конечно, с большой радостью в Москве приветствовали строительство послевоенных высоток, окончательно добивших и нарушивших облик старой Москвы.











Что интересно, высоток изначально должно было быть 8. Строились они к 800-летию Москвы и цифра была символичной.
Высотку в Зарядье (на месте ныне снесенной гостиницы “Россия”) позже решили не строить.



Брежневские высотние “книжки” архитектора Посохина, конечно, Москву сильно изуродовали, но в наше время уже находится немало людей, любящих Новый Арбат и вспоминающих молодость, проведенную на этой этой улице с теплотой.

Продолжение читайте в одном из ближайших постов.

история, москва, фото

Previous post Next post
Up