КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ: 10 вопросов и 30 ответов

Feb 02, 2012 13:23

Марина Хрусталева - Координатор общественного движения Архнадзор archnadzor, Председатель правления Московского общества архитектурного наследия (MAPS) рассказывает о судьбе "Красного Октября".




24 января 2012 года газета «Московский Комсомолец» опубликовала статью «Из Красного Октября сделают конфетку», давшую старт беспрецедентной волне обсуждений в блогах и в СМИ. Эта волна стала полной неожиданностью для собственника «Красного Октября», компании «Гута-Девелопмент», и для города в лице Москомархитектуры, не подававших ни малейшего информационного повода.
Уже 1 февраля в прямом эфире ТВ «Дождь» состоялся круглый стол, посвященный будущему облюбованной фабрики, а вечером того дня экспертная дискуссия с участием Главного архитектора г. Москвы прошла в Институте «Стрелка».
Что сейчас ясно:
- никто не хочет ничего ломать и портить вид от Кремля;
- никто не знает, чего хочет город;
- никто не знает, как вернуть сладкий дух шоколада в Замоскворечье.



1. Кто и зачем мог спровоцировать информационную панику по «Красному Октябрю»?
- Собственники клуба «Рай», первого арендатора «Красного Октября» (с 2005 года), чтобы с ними не расторгли контракт.
- Компания «Галс-Девелопмент», чтобы отвлечь внимание Архнадзора и прессы от «Детского мира».
- Мэрия Москвы, чтобы продемонстрировать популистский жест не слабее премьер-министра, предложившего парк в Зарядье.

2. Что самого важного происходило с «Красным Октябрем» в последнее время?
- Февраль 2007 - «Гута-Девелопмент» презентовала эскизы новой застройки, выполненные московскими и иностранными архитекторами. Проект обещал стать прецедентом «новой концепции столичного образа жизни». Материалы были опубликованы в профессиональных архитектурных журналах «Архвестник», «Проект-Россия», Speech. Амбициозный проект так и не был утвержден правительством Москвы; команда «Гуты-Девелопмент», занимавшаяся «Красным Октябрем», распалась.
- Октябрь 2009 - «Гута-Девелопмент» объявила о решении отложить разработанную ранее концепцию реконструкции «Красного Октября» и сдать освобожденные от кондитерского производства площади в аренду сроком на три года. Первые волнующие сведения о новых арендаторах появились весной 2010-го в журналах «Афиша» и «Большой город».
- Октябрь 2011 - правительство Москвы утвердило градостроительные регламенты на кварталы 360-361; в декабре ГЗК (Градостроительно-земельная комиссия при мэре Москвы) приняла решение об оформлении градплана земельного участка, расположенного между Берсеневской и Болотной набережными и Берсеневским переулком. Проекты новой застройки в результате второго конкурса 2011 года разрабатываются архитектором С. Скуратовым и мастерской покойного С. Киселева, но пока не утверждены и в окончательном виде не опубликованы.

3. Что «Гута-Девелопмент» хотела сделать на «Красном Октябре» до кризиса 2008 года?
- Музей шоколада - концепция обновления была разработана, но музей, существовавший здесь с 1994 года, в 2009-м переехал на Бабаевскую фабрику на Малой Красносельской.
- Жилые лофты и гостиницы в восьми отреставрированных промышленных корпусах (именно столько исторических зданий предполагалось сохранять по результатам историко-культурных исследований, проведенных Мастерской № 20 Моспроекта под руководством ныне покойной Елены Никулиной).
- Новые здания различного назначения, спроектированные ведущими мировыми архитекторами в результате закрытого конкурса (Ateliers Jean Nouvel, WILMOTTE UK LIMITED (бюро Жан-Мишеля Вильмотта), MacAdam Architects, Jan Stormer and partners GmbH Willen, Associates Architecten, ООО «Пошвыкин групп» и «Проект-Меганом»).

4. Что было на этом месте до «Красного Октября»?
- XVI век - Верхняя Садовая слобода, где жили царские садовники и рос крыжовник - «берсень».
- XVIII век - Каменномостский Винно-соляной двор.
- XIX век - здание Водной станции на стрелке Берсеневской и Болотной набережных.



Кружевная фабрика

5. Какие здания самые ценные на «Красном Октябре»?
- Московский императорский яхт-клуб, 1893, К. Трейман - гребная база выведена, из здания полностью вынуты перекрытия и перегородки, оно подготовлено к реставрации. Обследование и проект приспособления проводились при участии Б. Пастернака (ЦИГИ) и Ю. Григоряна («Проект-Меганом»).
- Цеха паровой фабрики шоколада, конфет и чайных изделий товарищества «Эйнем», 1890-е, арх. Ф. Роде, 1906-1911, арх. А. Калмыков - прекрасно сохранились, включая интерьеры конторы Эйнема; частично реконструированы в советские годы; находятся в работоспособном состоянии - сегодня там располагаются OpenSpace, Digital October, Slon.Ru, «Сноб», «Большой Город», ТВ «Дождь» и другие.
- Малоэтажные здания, «ценные градоформирующие объекты» конца XIX - начала ХХ века вдоль Болотной и Берсеневской набережной. К ним относится и комплекс гаражей «Красного Октября», сперва превращенных под руководством ныне покойной Ольги Лопуховой в центр «Арт-Стрелка» (2004-2009), а затем, по инициативе Александра Мамута, Сергея Адоньева и Ильи Осколкова-Ценципера - в Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (2010, арх. Д. Ликин, О. Шапиро).



Хамовнический пивзавод

6. Какие ценные здания есть по соседству?
- Палаты Аверкия Кириллова (Российский Институт Культурологии) и церковь Св. Николы Чудотворца, 1656-1657; 1703-1711, арх. И. Зарудный (?).
- Центральная электрическая подстанция, 1904-1906, арх. М. Геппенер, А. Мейснер.
- Дом Совнаркома («Дом на набережной») с «Театром Эстрады» и кинотеатром «Ударник», 1928-1931, арх. Б. Иофан и др.

7. Какие еще есть известные острова в центрах великих исторических городов и что там находится?
- Остров Сите, Париж - Нотр-Дам, Сент-Шапель, Консьержери, Дом Правосудия, площадь Дофина, цветочный и птичий рынок.
- Остров Стадсхольмен («Гамла Стан», Старый город), Стокгольм - Королевский дворец, Оружейная палата, Кафедральный собор, Фондовая Биржа, Шведская Академия Наук, Музей и библиотека Нобеля, площадь Стурторьет с Рождественской ярмаркой, Купеческая площадь, Адский переулок и дом, где живет Карлсон.
- Заячий остров, Санкт-Петербург - Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Монетный двор, Ботный дом с ботиком Петра, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Институт «ПРО АРТЕ».



8. Каковы самые известные в Москве примеры «перерождения» промышленных ансамблей в «творческие кластеры» и кто их сделал?
- ArtPlay - текстильная фабрика Жиро / «Красная Роза», 2003-2007; завод «Манометр», с 2008.
м. Курская, Н. Сыромятническая ул., д. 10; Сергей Десятов, Андрей Рудаков, Алина Сапрыкина.
- «Арма» («Газгольдер») - Газовый завод, с 2006.
м. Курская, Нижний Сусальный пер., д. 5; Александр Якут, Денис Симачев, Катя Гомиашвили.
- «Винзавод» - «Московская Бавария» / Московский винный комбинат, с 2007.
м. Курская, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6; Софья Троценко, Николай Палажченко.
* Очевидно, что аналог нью-йоркского Сохо и лондонского Докленда сегодня находится у м. Курская. Как не вспомнить любимое: «А потом я попал в центр, потому что это у меня всегда так: когда я ищу Кремль, я неизменно попадаю на Курский вокзал. Мне ведь, собственно, и надо было идти на Курский вокзал, а не в центр, а я все-таки пошел в центр, чтобы на Кремль хоть раз посмотреть: все равно ведь, думаю, никакого Кремля я не увижу, а попаду прямо на Курский вокзал» (Венедикт Ерофеев).

9. Какие промышленные ансамбли в Москве сегодня находятся под реальной угрозой сноса?
- Трикотажная фабрика «Красный Восток», ул. Мироновская, д. 46 - разрушение происходило 28-29 января 2012 года, ДО заседания «комиссии по сносам», где должна была решаться судьба фабрики. Уничтожен весь ансамбль, кроме одного исторического здания и обломков трубы ТЭЦ, напоминающей Спасскую башню Кремля.
- «Экспериментальный завод напитков в Хамовниках», ул. Льва Толстого, д. 23 - на заседании «комиссии по сносам» 01.02.12 было принято решение снести 12 исторических построек, помнящих Льва Николаевича, жившего по соседству.
- Кружевная фабрика Меттнеров (Товарищество Московской кружевной фабрики), Саввинская наб., д. 13 - существует девелоперский проект сноса и новой застройки по проекту С. Скуратова.



Красный Восток

10. Кто громче всех выступил в защиту «Красного Октября», кроме Архнадзора?
- Андрей Лошак, репортер, редакционный директор журнала Esquire: «Выходит, теперь все эти прекрасные оупенспейсы, БГ, дожди и стрелки утрутся и рядком поплетутся куда-нибудь на Варшавку, а на Красном Октрябре построят зеркальное отражение уже изуродованной Остоженки, куска стеклобетонной вип-мертвечины в центре города, где никого кроме таджикских рабочих и охраны Грызлова днем с огнем не сыщешь. <…> Короче, давайте не будем на этот раз молчать. Красный Октябрь должен стать нашим Сталинградом. Или Московской битвой. Отступать дальше правда некуда». (Фейсбук, 24.01.2012)
- Ксения Собчак, телеведущая, общественный деятель: «Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемый Артем Владиславович! Обращаюсь к Вам с предложением, которое считаю самым разумным в сложившейся ситуации: необходима большая публичная дискуссия о дальнейшей судьбе «Красного октября» с привлечением архитекторов, урбанистов, историков, девелоперов и жителей Москвы. <…> Я призываю Вас открыто и честно обсудить с москвичами перспективы развития одного из самых красивых мест в самом центре столицы и рассмотреть проекты общественно-культурного развития, а не застройки элитным жильем, которого в центре Москвы и так не мало». ( LiveJournal, 26.01.2012)
- Илья Осколков-Ценципер, президент Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»: «Мы не можем согласиться с тем, что когда-нибудь нам покажут проект. Мы хотим сегодня узнать, чего город хочет от этого места. Мы хотим от города услышать, что здесь будет не жилье, не торговля и не офисы». (ТВ «Дождь» , 01.02.2012)

Что же делать?
Высказывать свое мнение, публиковать материалы о ценности «Красного Октября» во всех смыслах, требовать публичного обсуждения и совместной выработки концепции этого городского района. Это единственный остров в Москве, это крупнейший исторический промышленный комплекс, это уникальная зона напротив Кремля - мы не можем позволить, чтобы она стала огороженной резервацией для немногих.

P.S. Что думает по этому поводу Президент Д.А. Медведев?

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ о передаче фабрик для арт-проектов,
стенограмма встречи с деятелями культуры 24 марта 2011 года:

«Вы знаете, я просто закончу мысль. Мне кажется, что руководство города Москвы в данном случае, как и руководство других территорий нашей страны, - они всё-таки наши начальники, губернаторы - должны быть более открытыми к такого рода современным проектам. Потому что, Вы правы, действительно обязательно нужно поддерживать традиционное искусство, и в принципе мы на это тратим деньги, у нас бюджет есть, не фантастический, но всё-таки есть, и Министерство культуры этим занимается, другие ведомства занимаются на уровне субъектов Федерации. А вот эти вещи, их можно пересчитать по пальцам. Есть, кстати, тоже вполне продвинутые руководители, которые этим занимаются.
Что для этого нужно? Для этого нужно, чтобы они помогали бизнесу, во всяком случае не загоняли эти ситуации в какие-то маргинальные рамки, давали площади, отдавали какие-то здания, отдавали бы даже те же самые заброшенные предприятия, потому что практически на любой территории можно что-то сделать. И это уже на самом деле почти ничего не стоит, допустим, кроме случаев, когда есть инвестор, который может что-то быстро сделать. В принципе для руководителя того или иного региона особых проблем не составляет отдать или старое здание, или даже старое предприятие на такого рода «разграбление».
Но для этого, мне кажется, нужно, чтобы объединялись две силы, то есть руководители территорий, включая Москву (надеюсь, что нынешнее московское руководство нас услышит в этом плане), и, конечно, те, кто способен платить деньги. Потому что, как вы понимаете, на государство здесь надежда слабая, потому что практически ни в одной стране государство больших денег на такого рода проекты не выделяет. Но выделить площади, выделить здания, это можно. Это можно, и это нужно делать».

красный октябрь, архнадзор, стрелка, москва

Previous post Next post
Up