"Детский мир": бизнес на развалинах

Jun 05, 2012 08:48

Наталья Самовер, координатор и эксперт Архнадзора, специально для LiveJournal.ru



В истории «Детского мира» на Лубянке открывается новая страница. По словам президента компании «Галс-Девелопмент» Сергея Калинина, «к началу июня работы вышли на минус первый этаж; так что всё кроме стен, которые являются предметом охраны, будет разобрано». Таким образом, подлинный исторический объект, стильный монумент Великой Победе, подарок к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года, вместилище детской памяти миллионов бывших граждан СССР, уничтожен; от него осталась пустая оболочка. Все, что будет происходить там в дальнейшем, больше не имеет отношения ни к наследию, ни к культуре. Только к бизнесу. И это не менее печально.

Зло наследует злу. Вандализму наследует плохой бизнес.

Загляните в «Военторг» на Воздвиженке, в «Наутилус» на Лубянской площади напротив «Детского мира» и в недавно открытый торговый центр в новодельной гостинице «Москва». Вы будете поражены тишиной, отсутствием арендаторов и покупателей. Для владельцев этих объектов все они представляют собой очень проблемные активы; вложенные в них средства явно не окупаются. «Наутилус» не востребован выше второго этажа; больше половины секций в «Москве» простаивают незанятыми, пешеходные балконы вдоль внутреннего атриума безлюдны. Особенно пугающее впечатление производит «Военторг» - светлый, роскошный, обладающий всеми атрибутами современного торгового центра, включая аж два атриума, и при этом совершенно пустой. Наиболее посещаемым помещением всей торговой части этого здания, не считая продовольственного супермаркета в подвале, является бесплатный туалет на первом этаже. Похоже, что результатом одной из самых позорных и скандальных историй уничтожения культурного наследия в Москве стало создание самого капиталоемкого общественного сортира в истории нашего много чего повидавшего города…




Где же жизнь, где торговля и покупатели? В ГУМе, в ЦУМе, в торговом центре под Манежной площадью и в магазинах на Никольской, на Кузнецком мосту и на других торговых улицах в ближайших окрестностях. Почему так? Да потому, что рынок небеспределен, он может освоить только определенное количество торговых площадей. Увеличение площадей не влечет за собой автоматический рост оборота и количества покупателей. С этим законом не желали считаться лужковские хищники, готовые хоть по трупам идти к овладению крупными площадками в центре города. Теперь трупы (убитые памятники) есть, а прибыль? Прибыли нет. Заработали на этом только те, кто ломал и строил, кто рушил исторические стены и вывозил остатки былой роскоши частью на свалку, а частью туда, где хорошим вещам негласно находилось применение; те, кто закапывал в землю тысячи кубометров кирпича и бетона и покрывал их целыми футбольными полями дорогостоящей облицовки. А дальше - хоть трава не расти. Она и не растет.

У хищников хорошо получается убивать и осваивать средства, но бизнес - интеллектуальная материя, крепких клыков и крепких связей на самом верху для него недостаточно.

Замышляя реконструкцию «Детского мира», хищники рассчитывали, конечно, получить в итоге обычный, неспециализированный торговый центр вроде того самого «Наутилуса». Мечта о семи этажах сплошных бутиков, среди которых затерялась бы торговля игрушками и детской одеждой, заставляла идти на всё ради увеличения торговых площадей. Однако, неосторожно позволив вписать в предмет охраны здания сохранение исторической функции торговли исключительно детскими товарами, хищники сами загнали себя в ловушку. Согласно последним обнародованным цифрам, общая площадь нового объекта составит 73 тыс. кв. метров против 53 тыс. старого «Детского мира». А что со всем этим делать?

Рынок детских товаров в Москве не предъявляет запроса на такое гигантское количество новых площадей, да еще и практически без парковки (182 машиноместа при заявленной посещаемости 50 тысяч человек в день).

Компания «Галс Девелопмент» (бывшая «Система Галс») устами своих быстро сменяющихся менеджеров давно призналась в неспособности заполнить все площади задуманного объекта торговлей детскими товарами. Ситуацию не спасет даже торговля молодежными брендами под видом товаров для тинэйджеров. Неудивительно, что заявления господина Калинина о толпах арендаторов, которые ломятся в будущий торговый центр на Лубянке, пока не подтверждаются ни одним сообщением какого-либо потенциального арендатора. О многом говорит и установление арендных ставок вдвое ниже рыночных (700-800 долларов за квадратный метр и при ставке в аналогичных торговых центрах в центре города, начинающихся от 1500 евро). Слишком очевидно, что за умильным рассказом о намерении разместить на верхних этажах здания детский кинотеатр и кружки скрывается печальное прощание с запланированными прибылями и надежда хоть чем-то заполнить пустые пространства. Однако дороговатый дворец пионеров получается…

«Пока мы озвучиваем цифру в 8 миллиардов рублей. Посмотрим, насколько мы впишемся в этот бюджет», - осторожно предполагает девелопер. Окончание реконструкции планируется в 2013 году. Для сравнения - недавно было объявлено, что Роскосмос намерен в течение четырех лет направить до 8,2 млрд рублей бюджетных средств на модернизацию арендованного у Казахстана космодрома Байконур.

О деньгах компании «Галс Девелопмент» можно было бы и не беспокоиться, будь то ее собственные деньги или хотя бы деньги частного банка. Но «Галс Девелопмент» тратит куда больше, чем зарабатывает, а потребности свои покрывает за счет заемных средств банка ВТБ - государственного банка. Средства, сформированные за счет налогов, уходят в коммерческую прорву без надежды когда-либо окупиться.

В начале марта текущего года в Каннах на международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM «Галс Девелопмент» представила огромный макет реконструкции «Детского мира» по проекту Михаила Леонова и вместе с ним дорогущую компьютерную презентацию. Для сопровождения этого добра во Францию прибыли серьезные мужчины в костюмах. Но прошло ровно три месяца, и в корзину отправилось все - и проект, и макет, и презентация. Люди остались.



4 июня общественности был представлен новый архитектор Павел Андреев. Заказчик с гордостью сообщает, что концепция реконструкции здания изменилась на 90%. Из надежных источников известно, что, исправляя ошибки своего предшественника, Андреев планирует воссоздать не только исторический центральный зал «Детского мира» (по-прежнему в составе нового семиэтажного атриума), но также парадный вестибюль и лестницы, то есть именно те элементы, сохранения которых много лет тщетно требовали специалисты. Тут бы и порадоваться, однако представленная им графика еще дальше отстоит от исторического образа подлинного произведения Алексея Душкина, чем графика Леонова. Фактически воспроизводится только нижний ярус душкинского зала. На его колонны слоновьей тяжестью наваливаются гигантские арки, позаимствованные зодчим с уличных фасадов «Детского мира». Ни о карусели, ни о памятных многим часах на стене нет и речи.
Не только понятие «реставрация», но даже понятие «воссоздание», так же неприменимы к этому, как понятие «реанимация» к уже похороненному покойнику.

Наконец символический крест на подлинном «Детском мире» поставлен сменой названия объекта. Об этом также было официально объявлено 4 июня.

Торговая марка «Детский мир», наряду со зданием универмага принадлежавшая АФК «Система», осталась в собственности этой компании, после того, как в кризисные годы та сбросила свои девелоперские активы. Но торговая марка и исторический бренд - не одно и то же. Дух бренда продолжал жить в стенах здания на Лубянке, пока оно было цело. Более того, при вопиющей неэффективности бизнес-концепции проектируемого торгового центра, именно исторический бренд представлял собой самую надежную, не подверженную колебаниям рынка составляющую капитализации этого объекта. Это очень хорошо понимали менеджеры «Галс Девелопмент», в своих публичных выступлениях именуя объект не иначе как «Детским миром». Теперь карты раскрыты, вновь создаваемый в исторической оболочке объект переименован в «Центральный детский магазин на Лубянке». Прошлое обнулено. Торговая марка потеряна, а материальный носитель исторического бренда уничтожен собственными руками. В сухом остатке имеется позор, необратимо испорченная репутация и унылая перспектива присоединения к клубу владельцев неокупаемой торговой недвижимости в центре богатейшего города Москвы.

Поразительная история московского «Детского мира», несомненно, войдет в учебники для бизнес-школ в качестве наглядного примера последствий неумелого обращения со сложными активами.
«Детского мира» больше нет. Смотреть на положение, в котором оказались компания «Галс Девелопмент» и банк ВТБ, грустно. Отсюда совет девелоперам: быстро собрать манатки и эвакуироваться из этой компании, пока банкирам не пришло в голову задать вопрос «Где наши деньги?». Совет банкирам: быстро задать вопрос «Где наши деньги?» пока девелоперы еще не успели эвакуироваться.

Культурное наследие утрачено безвозвратно, но в бизнесе, может быть, еще не поздно что-то исправить.


снос, архнадзор, детский мир, москва

Previous post Next post
Up