Для создания условий успешной подготовки детей к школе важно понимание педагогами и родителями того, что готовность ребенка к школе охватывает все сферы его жизни.
Одним из важных показателей готовности к школе являются физиологические и психофизиологические особенности ребенка. Ребенок может уметь читать и считать, но физиологически быть еще слабым. Организм и определенные структуры мозга ребенка должны «созреть» для нового этапа его жизни. Ведь школа - это, прежде всего, изменение распорядка, образа жизни не только ребенка, но, бывает, и всей семьи. Не стоит забывать, что обучение в школе сопровождается увеличением физиологической и психологической нагрузки. К примеру, первоклассникам необходимо быстро привыкнуть к достаточно длительному по времени сидению на одном месте, при котором нужно все время удерживать внимание, да еще и обучатся новым навыкам. Это требует определенного уровня развития всех систем организма ребенка.
Следующим очень важным показателем школьной готовности служит мотивационная готовность - «желание учиться». Мотивационная готовность к школе определяется желанием ребенка самостоятельно добывать знания, обучаться новым навыкам, принимать ситуацию обучения, как необходимую для получения новых знаний.
Социальная готовность подразумевает, что ребенок-первоклассник должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям: его поведение должно соотносится с поведением другим детей и учителя. Важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь ко всему классу, обращается и лично к нему. Также важна для успешного обучения, способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам. В общении со сверстниками необходимо, чтобы была развита способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. Взрослея, ребенок сталкивается с необходимостью решать все более сложные и разнообразные задачи; совершенствовать свои действия по решению этих задач, получая новые результаты. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как внимания, всех видов памяти, мышления, мелкой моторики. Очень важным интеллектуальным навыком выступает умением планировать свои действия.
Личностная готовность к школьному обучению определятся сформированностью у ребенка «внутренней позиции школьника». В конце дошкольного детства у детей часто появляется желание подняться на новую возрастную ступень в глазах младших детей и сравняться в положении со старшими детьми. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Ребенок частично отказывается от игры - ведущего вида дошкольного возраста, проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе: адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Волевая готовность. Уже в дошкольном возрасте ребенок учится преодолевать возникающие трудности и начинает подчинять свои действия поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими поведением. Сформированность умений контролировать свои действия, подчиняться правилам во многом определяет успешное обучение ребенка в школе.
Теперь мы видим, что готовность к школе - это многогранное явление. Если не сформирован какой-то один компонент, то ребенок при поступлении в школу может столкнуться со многими трудностями.
Физиологическая и психофизиологическая незрелость ребенка приводит к повышенной утомляемости, снижению иммунитета, и как следствие - увеличению числа заболеваемости в первом классе, что затрудняет адаптацию ребенка к школе, мешает формированию у него новых социальных отношений со сверстниками и учителем, снижет уровень освоения школьной программы.
Интеллектуальная неготовность к обучению может привести к неуспешности выполнения учебных действий, затруднению понимания и выполнения требований учителя. Это ведет к затруднению освоения школьной программы, и, в дальнейшем, к низким оценкам.
Мотивационная незрелость часто приводит к тому, что ребенок вместо того, чтобы старательно работать на уроке, играет в игрушки, «гуляет» по классу, отвлекает других учеников. Дома такой ребенок сталкивается с трудностями выполнения домашнего задания, отвлекается на любую мелочь, что не может сказаться на успешности обучения в школе.
Недостаточное социальное развитие, низкое развитее волевых процессов, личностная незрелость, несформированность внутренней позиции школьника может привести к пониманию школьного процесса, как неуспешного. Отсутствие ощущения успешности в школе формирует у ребенка установку «плохого отношения к себе», возникает боязнь школы, нежелание посещать ее. Попадание ребенка в ряды «неуспевающих», может привести к школьной тревожности, которая проявляется в неуверенности в себе, боязни не оправдать ожидания учителя, к низкой адаптации в школьном коллективе и страх перед процессом обучения.
Много вопросов возникает по раннему обучению иностранному языку. Нужно ли обучать иностранному языку в дошкольном возрасте, как нужно проводить это обучение. Очень важным аргументом «за обучение» выступает развитие у ребенка путем ознакомления с иностранным языком языковых, познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей.
Если процесс обучения иностранному языку построен с учетом психологических особенностей ребенка дошкольника: проходит в веселой непринужденной обстановке в виде увлекательной игры, активизирует воображение и творческое мышление ребенка, его изобразительные навыки, то конечно любой ребенок сможет заинтересоваться «чужой и неизвестной речью», а дальнейшее обучение иностранному языку в школе будет проходить легко и с радостью.
В последнее время одной из актуальных проблем становится обучения детей в школе, начиная с шестилетнего возраста.
Несмотря на то, что правила поступления детей в первый класс предусматривают прием детей в школу с 6 лет 6 мес., учителя начальных классов отмечают большую разницу между освоением программы семилетними детьми и шестилетними.
Часто, родитель, ориентируясь на развитее лишь интеллектуального компонента и отдельно взятых школьных навыков (умение читать и считать) отдает ребенка в школу, не учитывая при этом развитие всех других компонентов школьной готовности - физиологического, социального, личностного, волевого и др. К сожалению, это приводит к тому, что шестилетний ребенок, даже, если и осваивает школьную программу, испытывает сильный эмоциональный стресс, у него наблюдается повышенное утомление, проблемы общения, физическое истощение. В группе риска оказываются шестилетние дети с речевыми нарушениями, у которых часто происходит возврат речевых расстройств, возникает повышенная утомляемость, развивается школьная тревожность. Педиатры, физиологи, психологи, учителя начальной школы считают, что оптимальный возраст для начало обучения в школе - семилетний, когда уже происходит созревание всех компонентов школьной готовности. Отдавать в школу с шестилетнего возраста рекомендуют при сформированности всех компонентов школьной готовности, хорошей работоспособности, высокого темпа выполнения заданий, а также отсутствия у ребенка речевых расстройств.