"Пианист"

Nov 20, 2014 00:55

Да, я жуткий тормоз. Только вчера впервые посмотрела "Пианиста" Полянского. Впечатлена так, что полночи не спала. И почему я не видела этого раньше?
Фильм хорош. Вообще ни к чему не могу придраться. И Броуди - давно хотела на него посмотреть, впервые увидела (ну, тормоз же!) - ох, как хорош! И Томас Кречманн в роли капитана Хозенфельда - роль всего-то на несколько минут, а такая яркая. Кажется, глазами Шпильмана на него смотришь, на это непроницаемое лицо с истинно-арийскими прозрачными глазами. И думаешь мучительно: что он сейчас скажет, как он поступит?
Но сам Шпильман... даже не знаю, как это выразить словами... Ему постоянно страшно везло, ему постоянно кто-то помогал, спасал. И он... спасался. Пассивно. Когда самого Полянского из Краковского гетто спасали, он был маленьким мальчиком. Когда родители гибли, а его спасали, и он спасался, это было нормально - на то они и родители, на то они и дети. Но от взрослого дядьки Шпильмана хочется чего-то более активного. Но чего? Хороший еврейский мальчик из приличной семьи, с детства за роялем. Даже не спортсмен. Нельзя же ждать, что он по-суперменски возглавит восстание в гетто, перестреляет всех немцев и спасет всех женщин и детей! Но это что же получается, я вроде как упрекаю его за то, что он выжил? Да как я смею вообще?! Но - а все равно, скребет по сердцу.
Сравниваю с другим польским евреем, наверное, примерно так же важным для польской нации, таким же известным, только в другой сфере - врач и педагог Януш Корчак. Тоже Варшавское гетто. И тоже были люди, готовые спасти. Но он отказался, потому что не мог бросить детей. (А еще бы! Как же потом дальше жить, как на себя в зеркало смотреть, как другим в глаза смотреть, как о педагогике красиво рассуждать, если сам спасся, а дети - нет?) И получается, подвиг Шпильмана в том, что он выжил, несмотря ни на что. А Корчака - что НЕ выжил. Хотя и мог. В общем, фильм Вайды я сегодня тоже посмотрела. Для сравнения.
Если говорить о фильме как фильме, то "Пианист" кажется круче. Выразительнее, что ли. Там это постепенное нагнетание кошмара и катастрофы отчетливее показано, когда все начинается с мелких унижений и постепенно, незаметно... А в "Корчаке" эти его рассуждения о том, что лучше умереть стоя, чем жить на коленях, кажутся немного слишком нарочитыми и неправдоподобными. И еще - "Корчак" специально снят черно-белым, не очень качественным, как имитация документального фильма. И это действует. Но в то же время это и недостаток: качество изображения. В "Пианисте"  - ах, как там видна актерская игра, каждое движение ресниц, каждое изменение выражения глаз! Но все равно, "Корчак" - сильно. И актер хорош - Войцех Пшоняк.
Ох. Не отпускает.
Вчера нарыла в Тьюбе записи Шпильмана. Слушала. Сейчас нашла его воспоминания, по которым фильм снят. Пойду читать. Может, пойму что-то, что поможет разобраться.

Простите мне этот бредовый поток сознания - не могу не выплеснуть, а то и вторую ночь спать не буду...

UPD: Вот, начала читать книгу Шпильмана - и сразу же в предисловии: "После освобождения Варшавы Владислав Шпильман долгое время находился в стрессовом состоянии - не оставляло чувство вины перед погибшими близкими. Чтобы не сойти с ума, он, по совету друзей, написал книгу воспоминаний о пережитом."
Вот. Это оно.

Выпуск пара, Культур-мультур

Previous post Next post
Up